По шариату рабом в Великой Орде мог оказаться только военнопленный, захваченный в землях христиан или иудеев. Ребенок рабыни также раб. Если мусульманин признавал его своим сыном, то становился свободным человеком.
Военнопленных-мусульман от рабства освобождали. Даже если из христианской страны. Отношение к рабам было разным - от жестокого до милосердного:
- В одном из сиджилей речь идет о гуляме по имени Ризван бин Абдуллах, который отказывался от исполнения своих обязанностей по дому, несмотря на то, что фактически был рабом. Его хозяйка, Сервер, вместе с мужем Аллахверди, обратились в суд (!), чтобы повлиять на Ризвана с помощью судейского решения. Однако Ризван на все претензии своих хозяев возражал, что иначе как своим сыном те его не называли. Нашлись свидетели, подтвердившие его показания. В результате шариатский суд признал Ризвана бин Абдуллаха свободным - статья Олега Диляверовича Рустемова ПРАВА РАБОВ И УСЛОВИЯ ИХ ОСВОБОЖДЕНИЯ В КРЫМСКОМ ХАНСТВЕ
При этом рабы считались одушевленными созданиями. Поэтому шариат признавал за ними право обращаться в суд. Что делали они сами и их хозяева, в случае если раб не повиновался.
Официальный статус рабов в Крымском ханстве: mütekavvım mal – вещь, имущество, разрешённое к использованию.
Из стандартной описи имущества:
- «… из цены 2 лошадей у Сиявуш ага 40 хасене (золотая монета); из стоимости ханского церемониального платья (рахт): 25 хасене; невольница по имени Лялезар (?) хасене; казак по имени Сабанджы: 30 хасене; казак по имени Несухи: 30 хасене; пастух Чора 35 хасене; невольница 30 хасене; коричневый бык: 5 хасене; рыже-бурый бык 5 хасене; пёстрый бык 5 хасене; серый бык 5 хасене; другой рыже-бурый бык: 5 хасене; серый бык 3½ хасене; другой рыже-бурый бык 5 хасене; рыже-бурый бык 3 хасене; коричневый бык с белыми пятнами 3 хасене; другой рыже-бурый бык 3 хасене …»
Дети рабов стоили вдвое дешевле скота, а взрослые рабы втридорога чем домашние животные.
У рабов в Великой Орде Дешт-и-Кипчака прав было побольше чем у крепостных в России начала XIX века:
- Можно было переходить в ислам. Рабы-мусульмане были освобождены от хаджа (паломничество в Мекку) и зекята (ежегодный налог), поскольку они не обладали личной собственностью. Пятничная или праздничная молитва в собрании мусульман тоже не являлась для них обязательной, равно как и участие в джихаде, либо выплата налога в связи с его проведением.
- они имели право жениться, а невольницы – джарие – выходить замуж за свободных мусульман. Выйти замуж за него она могла с разрешения хозяина. Также с разрешения хозяина раб мог жениться на рабыне. При этом отлучение ребёнка возрастом до восьми лет от матери считалось незаконным. Разлучать жену с мужем было нельзя
- рабам с разрешения хозяина и на его деньги разрешалось торговать. Такие рабы имели статус абд-и мезун
Особый статус имели рабы-черкесы. Так как до конца XVII века они не принимали ислам их брали в плен и делали из них привилегированную дворцовую гвардию - капы-кулу. Многих отправляли в Османскую империю на военную службу.
Капы-кулу подчинялись только ханам Великой Орды. Они получали жалование. Командиры капы-кулу участвовали в диванах (советах). Общая численность капы-кулу - 3000 воинов.
Обычные рабы имели срок службы в рабстве. По истечению семи лет имели право на освобождение.
Со всех хозяев рабов при вступлении на престол нового хана взимался налог Тамга в пять серебряных курушей с головы. Иногда ханы пытались ввести его повторно. Но обычно это заканчивалось бунтом, так как сумма в пять курушей была значительной.
Также раб могу выкупить себя по китабету (kitabet) – договору о собственном выкупе. В этом ему конечно могли помочь родственники, оставшиеся на родине.
Рабов часто отпускали в честь мусульманского праздника или поминовения усопших родственников. Для этого хозяин приводил раба в суд, где объявлял их свободными во имя милости Аллаха. Секретарь суда выдавал рабу документ с его данными и отличительными признаками о том, что свободен.