Слезоточивый газ все еще витал в воздухе на стадионе Канжурухан в Маланге (Индонезия), когда правоохранительные органы запустили сценарий, который мрачно знаком во всем мире. На их глазах погибали люди.
«Не было другого выбора»
По словам начальника полиции провинции Восточная Ява Нико Афинта, у офицеров не было другого выбора, кроме как выстрелить химикатом в толпу, «потому что царила анархия». Кошмарные масштабы бедствия еще не были ясны. Тем не менее полиция, по словам начальника, должна действовать.
«Они собирались напасть на офицеров и повредили машины», — сказал он.
Обвинение в том, что болельщики виноваты в очередной футбольной трагедии, было сразу же узнаваемо по трагедии на стадионе Олембе в Камеруне, где в январе во время Кубка африканских наций погибли восемь человек, и по промаху в мае в финале Лиги чемпионов. Показательный футбольный матч в Париже.
Эти два инцидента произошли в этом году, но сюжет восходит к более позднему времени: например, в Порт-Саиде, Египет, где в 2012 году было убито 74 фаната ; в Шеффилд, Англия, где 97 болельщиков «Ливерпуля» отправились на футбольный матч на стадионе «Хиллсборо» и так и не вернулись домой в 1989 году.
Это редкие инциденты, учитывая глобальные масштабы спорта, но они связаны общей нитью: когда в футболе случаются трагедии, они, как правило, являются результатом не насилия болельщиков, а чрезмерно усердного, а иногда и агрессивного стиля полицейской деятельности, которая рассматривает большую толпу, как угрозу и превращает игру в опасность.
«Это говорит о мировоззрении, которое слишком часто слишком ориентировано на общественный порядок, а не на общественную безопасность», — сказал Оуэн Уэст, старший преподаватель полицейского факультета Университета Эдж-Хилл в Ормскирке, Англия. Вы можете видеть офицеров в полном защитном снаряжении, с боеприпасами для подавления массовых беспорядков. Это становится самоисполняющимся пророчеством».
Он сказал, что правоохранительные органы исходили из необходимости «контролировать» толпу, и поэтому, как правило, проявляли «чрезмерное усердие и чрезмерные ресурсы».
«Слишком часто именно действия полиции вызывают негативную реакцию толпы», — комментирует Оуэн Уэст.
Катастрофа в субботу в Маланге стала отголоском январской трагедии в Яунде, столице Камеруна, когда восемь человек погибли в давке перед матчем Кубка африканских наций между Камеруном и Коморскими островами.
Затем полиция приветствовала появление тысяч болельщиков, пытающихся попасть на стадион Олембе, приказав им войти через ворота, которые были «закрыты по необъяснимым причинам», как сказал Патрис Мотсепе, президент руководящего органа африканского футбола.
«Если бы эти ворота были открыты, как и предполагалось, у нас не было бы таких человеческих жертв», — сказал он.
В соответствии с правилами безопасности стадиона, опубликованными ФИФА, мировым руководящим органом футбола, стюарды или полицейские, находящиеся на краю поля внутри стадиона, не должны носить с собой или использовать «газ для сдерживания толпы». ФИФА, тем не менее, в воскресенье признала, что эти принципы могут быть руководящими принципами только на внутренних соревнованиях в соответствии с национальными правилами безопасности.
Винить в этой трагедии кого-то конкретно не стоит, но очевидно, что работа полиции была плохо организована.