Широкий резонанс в определенных кругах вызвало введение в Уголовный кодекс России статьи 210.1 - занятие высшего положения в преступной иерархии, которое наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей!
Таким образом с апреля 2019 года сам факт нахождения в воровском статусе уже является уголовно-наказуемым.
В Верховный суд РФ для рассмотрения поступила жалоба одного из уже осужденных по этой статье, защитники которого утверждали, что суд первой инстанции необоснованно принял во внимание татуировки обвиняемого, которые им были нанесены 15-20 лет назад, то есть задолго до введения новой статьи УК РФ.
Обвиняемый опровергал своё высшее положение в преступной иерархии, заявляя, что он лишь давал советы и рекомендации тем, кто не знал правил поведения в местах лишения свободы.
Верховный суд РФ сослался на заключение эксперта, согласно которому «татуировки, нанесённые на тело (подсудимого) подтверждают его статус в преступной иерархии как лица, занимающего высокое положение в преступной элите. В преступной иерархии, согласно нанесенным на тело татуировкам, статус (обвиняемого) определен как авторитет среди преступников, в местах лишения свободы являлся «зеком отрицалой» — враждебно настроенным к власти, правоохранительным органам, являлся нарушителем режима содержания, отказчиком от работы, и занимает высокое положение в преступной иерархии».
Статус давал обвиняемому широкие организационно-распорядительные полномочия в преступном мире: право назначать лиц, занимающих соответствующее положение на более низких этажах преступной иерархии («смотрящих» и т.д.), организацию нелегального снабжения продуктами питания и предметов первой необходимости лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, разрешать конфликты между судимыми и иными лицами.
Кроме того, обвиняемый продолжал осуществлять свои полномочия и после введения в действие закона от 01.04.2019 N 46-ФЗ, по которому была введена новая статья уголовного кодекса.
В связи с этим Верховный суд оставил приговор без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Конечно суд основывал свой приговор не только на наличии таких татуировок, но их наличие явно сыграло дополнительное доказательственное значение для суда.