Найти тему

Системы обнаружения подводных лодок

Поводом для настоящей статьи послужила информация о прибытии в Гибралтар в феврале 2021 г. атомной подводной лодки (ПЛ) «Talent» S 92 (типа "Trafalgar" ВМС Великобритании), на рулях которой были установлены дополнительные, предположительно, неакустические датчики.

Кроме активных и пассивных гидроакустических средств, предназначенных в основном для обнаружения ПЛ, могут быть полезными другие технологии и методы, в частности, основанные на обнаружении тепловой и радиационной следности, а также химических веществ или пузырьков, которые присутствуют в воде в течение нескольких часов после прохождения ПЛ.

Названные технологии могут служить дополнением к акустическим, а при использовании сложных методов обработки и анализа информации могут позволить определять направление, скорость и дальность хода ПЛ.

Первым в разработке систем обнаружения кильватерного следа был СССР, создавший такую систему в конце 1960-х годов. В конце холодной войны стало известно, что этими средствами советским ПЛ в ряде случаев удавалось отслеживать ПЛ ВМС стран НАТО. В частности, это было подтверждено публично, когда в 1980-х годах ВМФ СССР объявил о слежении ПЛ типа «Victor» (пр. 671) за «Simon Bolivar» ВМС США в течение шести суток.

Поскольку известно, что по характеристикам гидроакустической системы и уровням шумности ПЛ ВМС США и стран НАТО значительно превосходили ПЛ ВМФ СССР и регулярно их отслеживали длительное время только пассивными гидроакустическими системами, был сделан вывод, что в упомянутых случаях был использован метод обнаружения кильватерного следа.

СССР достиг успехов в создании разнообразных датчиков кильватерного следа, которые могли успешно работать в определенных условиях. ВМС США разрабатывали аналогичную технологию в 1960-х годах, но затем прекратили работы, направив все усилия на повышение возможностей гидроакустической системы.

Россия продолжила разработки в этом направлении, создав системы обнаружения кильватерного следа (по классификации НАТО) «Kaira» (1978), «Bullfinch-2» (1979), «Toucan-1» (1981) и «Еаг» (1982). Учитывая вложения в эту технологию в течение многих лет, можно предположить, что эти системы, вероятно, были достаточно совершенными и надёжными и, возможно, атомные ПЛ типов «Akula» (пр. 971) и «Yasen» (пр. 885) оборудованы новейшими модификациями систем обнаружения кильватерного следа.

ПЛ типа Акула
ПЛ типа Акула

Отмечается, что в открытых источниках имеется больше информации о советских и российских системах обнаружения кильватерного следа, чем, например, о британских. Определённо известно, что атомные ПЛ ВМС Великобритании получали различные неакустические системы обнаружения NAS (Non-Acoustic Sensors) для исследований и тестирования, которые продолжаются, по меньшей мере, три десятилетия.

Находятся ли они в эксплуатации или используются лишь на экспериментальной основе, неизвестно.

На атомной ПЛ «Trafalgar» неакустические датчики NAS были установлены ориентировочно в 2004-2005 гг. и, по крайней мере, часть их оставалась на атомной ПЛ до вывода ее в резерв в 2009 г, атомная ПЛ «Torbay» была оснащена датчиками NAS, установленными на стабилизаторе левого борта, но они были удалены ориентировочно в 2010 г.

В носовой оконечности атомной ПЛ «Talent» S 92 система обнаружения кильватерного следа была установлена, вероятно, в 2019 г. Видимая сборка состояла из четырех датчиков. Впоследствии, в 2020 г. еще два идентичных датчика были установлены на обеих сторонах верхнего стабилизатора. Другие атомные ПЛ этого типа могли иметь менее заметные комплекты оборудования - выдвижные датчики или установленные ниже ватерлинии.

ПЛ типа Trafalgar
ПЛ типа Trafalgar

Предполагается, что атомные ПЛ типа «Astute» изначально проектировались со скрытными датчиками NAS. Открытая информация от гражданской промышленности показывает, что аналогичные датчики обнаружения частиц в воде становятся более точными и компактными. Возможно, этому способствует использование искусственного интеллекта и машинного обучения. Компьютеры можно «обучать» для поиска в огромном количестве данных специфических характеристик, сигнализирующих о наличии ПЛ, что снижает вероятность ложных обнаружений.

Чрезвычайно возросшая вычислительная мощность стала относительно недорогой, а появление новых методов обработки информации обеспечивает командиру ПЛ более надёжное управление для отслеживания погружённой ПЛ.

Подробности работы неакустических датчиков отрывочны, но в общих чертах они обеспечивают регистрацию инфракрасного или лазерного излучения, проходящего через воду. При этом измеряется степень поглощения или отражения света малыми частицами, находящимися в воде.

Методы спектроскопии позволяют обнаружить очень низкие концентрации этих частиц. Кроме того, могут быть измерены небольшие изменения солёности, температуры и плотности воды. Датчики могут регистрировать тысячи выборок в секунду. Для распознавания естественных явлений и следов, оставленных ПЛ, требуется большой объем компьютерных вычислений.

Датчики на каждой ПЛ находятся относительно близко друг к другу и, вероятно, определяют только наличие или отсутствие следа. Для подтверждения обнаружения следа необходимо иметь множество датчиков, расположенных в различных местах на корпусе ПЛ. Кроме того, такое расположение, вероятно, позволяет определять различные свойства следа.

Схема обнаружения ПЛ
Схема обнаружения ПЛ

Неакустические датчики, также как и акустические, могут подвергаться воздействию условий окружающей среды, в частности, солёности, загрязнения, сильных течений, возмущения от проходящих надводных кораблей и судов, в особенности, в мелководных и прибрежных водах.

Радиационная следность

Атомные ПЛ имеют много тактических преимуществ перед не атомными ПЛ, но оставляют хотя и очень расплывчатый, но отчётливый радиоактивный след.

Радионуклиды - побочный продукт процесса деления ядер.

Тепловая следность

Атомные ПЛ используют большое количество морской воды для конденсации перегретого пара и охлаждения ядерного реактора. Можно обнаружить след чуть более тёплой воды, откачанной из ПЛ, через несколько часов после её прохождения, хотя эффективность этого метода может значительно варьироваться в зависимости от температуры окружающей ПЛ воды.

Как радиационный, так и тепловой методы не применимы для обнаружения не атомных ПЛ. Современные российские не атомные ПЛ типов «Kilo» и «Lada» (пр 636, 636М и 677) малошумные, вследствие чего для их обнаружения особенно полезны не акустические датчики.

Химическая следность

Движущийся надводный корабль оставляет за собой отчётливый химический след, содержащий частички отслоившейся краски, ржавчины и цинка из расходуемых анодов, предназначенных для снижения коррозии.

Водород - побочный продукт системы снабжения воздухом команды ПЛ - обнаруживается при растворении в морской воде. Некоторые из этих химических следов могут быть снижены посредством тщательного проектирования и использования соответствующих материалов, но практически их невозможно устранить полностью.

Пузырьковая и волновая следность

Все движущиеся ПЛ оставляют за собой след маленьких пузырьков. Тщательное проектирование, высокоточное изготовление и полирование используются для снижения эффекта кавитации от гребных винтов ПЛ.

Быстрые изменения давления воды вокруг вращающегося гребного винта или другого вида движителя приводят к образованию на верхушке лопасти маленьких пузырьков, наполненных паром, которые затем сжимаются, создавая шумы.

Скрытые движители с большими низкооборотными роторами могут снижать кавитацию и излучаемый шум, но пузырьки всё ещё будут образовываться, особенно на высоких скоростях хода, и оставаться в «столбе воды» в течение некоторого времени. Также возможно обнаружить движение воды, возмущённой движением ПЛ.

Волны и вихри могут сохраняться в «столбе воды», а незначительные изменения давления обнаруживаются в течение длительного времени после прохождения ПЛ. Обнаружение этих факторов, вероятно, представляет собой наиболее важный метод не акустического обнаружения ПЛ.

#подводная лодка #мобилизация #война #разведка #технологии #малозаметность #ссср #след #нато #история