Найти тему
Frombelleepoch

ПЕРВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ЛИТВЫ

Отправляемся виртуально к коллекции Чюрлениса в Каунас

Идея строительства Литовского художественного музея возникла ещё в самом начале XX столетия, о чем ратовало только что появившиеся Литовское художественное общество, организовавшее национальную художественную школу. В её здании (а точнее пристройке) и расположился музей, открытый, однако, только после обретения независимости. Музей был назван в честь известнейшего литовского символиста Микалоюса Константинаса Чюрлёниса, имевшего большое влияние на развитие национального искусства. Музейное здание также стало первым в своём роде в стране.

Уже к середине 1920-х годов стало ясно, что первому художественному музею молодой республики необходимо своё отдельное здание. Поскольку коллекция отражала современное искусство страны, то и здание было решено выстроить в модном стиле модернизма, в котором тогда отстраивали весь Каунас (тогдашняя временная столица Литвы). Автором проекта выступил Владимир Осипович Дубенецкий совместно с рядом других архитекторов. Начало строительство было приурочено к 500-летию со дня смерти великого князя Витовта (1925 год). Завершили его в 1935 году, а на следующий год музей переехал в новое здание. Фонд также пополнили работы, переданные специально для галереи из других музеев Кануса.

В 1944 году музей получил название Государственного художественного музея им. М. К. Чюрлениса (в 1960-е гг для экспозиции работ мастера сделали отдельную пристройку), а в 1997 году стал Национальным художественным музеем им. М. К. Чюрлениса. В 2000-е гг была проведена масштабная реставрация. В настоящее время музей это огромный выставочный комплекс с множеством филиалов, включая необычный Музей Чертей и далекий мемориальный музей М.К. Чюрлёниса в городе Друскининкай.

В этом году (до пандемии - прим.) у музея сменился директор: новым главой стала бывший декан факультета искусств Каунасского университета - Ина Пукелите. Поскольку с самого создания музеем руководят музееведы и искусствоведы из университета Витовта Великого, хочется верить, что новый глава сможет продолжить их успехи.

Витраж с городским гербом в экспозиции.
Витраж с городским гербом в экспозиции.

Можно прямо заявить, что основная экспозиция музея сосредоточена именно на времени творческого подъема литовских мастеров, эпохи становления независимости не только в политическом, но и в творческом плане.

-3

Просмотр экспозиции рекомендуется начинать именно с пристройки, где хранятся знаменитые работы М.К. Чюрлениса. Здесь нас встречает огромный портрет Чюрлениса, напротив которого располагается музыкальный зал. Справа же с висящей на мольберте работы «Весть»(1904-1905 гг.), когда-то утерянной и найденной совершенно случайно, начинается целая галерея работ мастера, созданных в удивительно короткий, но насыщенный 10-летний период. Такой богатой коллекцией литовцы обязаны семье Чюрленисов, сохранившей работы от Первой мировой и революции в глубине России6. Циклы и отдельные работы выставлены, в основном, по хронологии в небольших залах, в некоторых из них расположены пуфики для длительного созерцания творений. Работы мастера выполнены в стиле, сочетающем неоромантизм, символизм и модерн. В основном, они созданы в сыпучей технике пастели и темперы на картоне, и потому редко покидают родного музея. В XX веке их сначала неправильно реставрировали, потом подтопили в банковской ячейке во время Второй мировой, однако теперь они хранятся по правилам: под стеклом и с соблюдением необходимых режимов температуры и света.

-4

Среди хранящихся в музее произведений следует выделить следующие: удивительно тревожный «Покой» (1904-1905 гг.) с его затаившейся чудовищной горой, «Мысль» (1904-1905 гг.) с демиургом похожим на персонажа фантастического фильма, цикл «Сотворение мира» (1905-1906 гг.) удивительное сочетание библейского сюжета, фантазии автора и современных на тот момент представлений о создании и развитии планеты, цикл «Зодиаки» с попыткой наглядного изображения движения светила, цикла «Сказка» (1907 год) с его архетипичным сюжетом, редкий реалистичный цикл с пейзажем родной Литвы «Райгардас» (1907-1908 гг.), монументальная «Соната номер 5» (1908 год) редкая подписанная работа. Не меньший интерес представляет и так называемая библиотека Чюрлениса, которая находится этажом ниже. Здесь можно увидеть письма, наброски и фотографии художника. Всё это ещё лучше позволяет ещё лучше понимать его творчество.

«Соната номер 5» (Подпись в пене морской)
«Соната номер 5» (Подпись в пене морской)

Мне удалось посетить музей в этом августе (прим. - до пандемии), и после визита у меня осталось скорее положительное впечатление. Человеку, интересующемуся изобразительным искусством начала XX века, а также архитектурой модернизма он точно понравится. Здесь бережно хранят как произведения, так и оригинальный облик здания.

Во время визита я купила не только замечательные сувениры, но и аудиогид на русском языке, да ещё и с картинками-подсказками, который помог мне прекрасно ориентироваться в экспозиции. Однако он же стал, в некотором роде, и единственным минусом: после выставок я забыла о нем и вышла прямо так на улицу, при этом меня никто не остановил. Конечно, я вернулась, но хотелось бы надеяться, что впредь охрана будет более внимательна.

Также будет здорово, если в дальнейшем музей станет активнее проявлять себя в цифровом пространстве и проводить больше мероприятий, выставок и т.д. для самих жителей Каунаса, всё-таки это второй город Литвы.

P.S. Текст и фотографии созданы мною в 2019 году.

#искуство #художник #каунас #литва #чюрленис #музей #архитектура #европа