Отправляемся виртуально к коллекции Чюрлениса в Каунас
Идея строительства Литовского художественного музея возникла ещё в самом начале XX столетия, о чем ратовало только что появившиеся Литовское художественное общество, организовавшее национальную художественную школу. В её здании (а точнее пристройке) и расположился музей, открытый, однако, только после обретения независимости. Музей был назван в честь известнейшего литовского символиста Микалоюса Константинаса Чюрлёниса, имевшего большое влияние на развитие национального искусства. Музейное здание также стало первым в своём роде в стране.
Уже к середине 1920-х годов стало ясно, что первому художественному музею молодой республики необходимо своё отдельное здание. Поскольку коллекция отражала современное искусство страны, то и здание было решено выстроить в модном стиле модернизма, в котором тогда отстраивали весь Каунас (тогдашняя временная столица Литвы). Автором проекта выступил Владимир Осипович Дубенецкий совместно с рядом других архитекторов. Начало строительство было приурочено к 500-летию со дня смерти великого князя Витовта (1925 год). Завершили его в 1935 году, а на следующий год музей переехал в новое здание. Фонд также пополнили работы, переданные специально для галереи из других музеев Кануса.
В 1944 году музей получил название Государственного художественного музея им. М. К. Чюрлениса (в 1960-е гг для экспозиции работ мастера сделали отдельную пристройку), а в 1997 году стал Национальным художественным музеем им. М. К. Чюрлениса. В 2000-е гг была проведена масштабная реставрация. В настоящее время музей это огромный выставочный комплекс с множеством филиалов, включая необычный Музей Чертей и далекий мемориальный музей М.К. Чюрлёниса в городе Друскининкай.
В этом году (до пандемии - прим.) у музея сменился директор: новым главой стала бывший декан факультета искусств Каунасского университета - Ина Пукелите. Поскольку с самого создания музеем руководят музееведы и искусствоведы из университета Витовта Великого, хочется верить, что новый глава сможет продолжить их успехи.
Можно прямо заявить, что основная экспозиция музея сосредоточена именно на времени творческого подъема литовских мастеров, эпохи становления независимости не только в политическом, но и в творческом плане.
Просмотр экспозиции рекомендуется начинать именно с пристройки, где хранятся знаменитые работы М.К. Чюрлениса. Здесь нас встречает огромный портрет Чюрлениса, напротив которого располагается музыкальный зал. Справа же с висящей на мольберте работы «Весть»(1904-1905 гг.), когда-то утерянной и найденной совершенно случайно, начинается целая галерея работ мастера, созданных в удивительно короткий, но насыщенный 10-летний период. Такой богатой коллекцией литовцы обязаны семье Чюрленисов, сохранившей работы от Первой мировой и революции в глубине России6. Циклы и отдельные работы выставлены, в основном, по хронологии в небольших залах, в некоторых из них расположены пуфики для длительного созерцания творений. Работы мастера выполнены в стиле, сочетающем неоромантизм, символизм и модерн. В основном, они созданы в сыпучей технике пастели и темперы на картоне, и потому редко покидают родного музея. В XX веке их сначала неправильно реставрировали, потом подтопили в банковской ячейке во время Второй мировой, однако теперь они хранятся по правилам: под стеклом и с соблюдением необходимых режимов температуры и света.
Среди хранящихся в музее произведений следует выделить следующие: удивительно тревожный «Покой» (1904-1905 гг.) с его затаившейся чудовищной горой, «Мысль» (1904-1905 гг.) с демиургом похожим на персонажа фантастического фильма, цикл «Сотворение мира» (1905-1906 гг.) удивительное сочетание библейского сюжета, фантазии автора и современных на тот момент представлений о создании и развитии планеты, цикл «Зодиаки» с попыткой наглядного изображения движения светила, цикла «Сказка» (1907 год) с его архетипичным сюжетом, редкий реалистичный цикл с пейзажем родной Литвы «Райгардас» (1907-1908 гг.), монументальная «Соната номер 5» (1908 год) редкая подписанная работа. Не меньший интерес представляет и так называемая библиотека Чюрлениса, которая находится этажом ниже. Здесь можно увидеть письма, наброски и фотографии художника. Всё это ещё лучше позволяет ещё лучше понимать его творчество.
Мне удалось посетить музей в этом августе (прим. - до пандемии), и после визита у меня осталось скорее положительное впечатление. Человеку, интересующемуся изобразительным искусством начала XX века, а также архитектурой модернизма он точно понравится. Здесь бережно хранят как произведения, так и оригинальный облик здания.
Во время визита я купила не только замечательные сувениры, но и аудиогид на русском языке, да ещё и с картинками-подсказками, который помог мне прекрасно ориентироваться в экспозиции. Однако он же стал, в некотором роде, и единственным минусом: после выставок я забыла о нем и вышла прямо так на улицу, при этом меня никто не остановил. Конечно, я вернулась, но хотелось бы надеяться, что впредь охрана будет более внимательна.
Также будет здорово, если в дальнейшем музей станет активнее проявлять себя в цифровом пространстве и проводить больше мероприятий, выставок и т.д. для самих жителей Каунаса, всё-таки это второй город Литвы.
P.S. Текст и фотографии созданы мною в 2019 году.
#искуство #художник #каунас #литва #чюрленис #музей #архитектура #европа