Найти тему
Александр Павловский

Великий писатель Леонид Андреев в роли художника

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые Читатели и Подписчики!

Если вы время от времени читаете мои статьи, то для вас не станет секретом моё отношение к русскому классику Леониду Андрееву - его работы, несмотря на ярко выраженный депрессивный оттенок и крайне противоречивые темы, восхищают меня. За мрачным, а порой жёстким, повествованием скрываются запоминающие образы и метафоры, приправленные, помимо всего прочего, глубоким психологизмом персонажей. Такие повести/рассказы, как "Красный смех", "В тумане", или же жуткая "Мысль", навсегда вгрызаются в память читателя, особенно если вы испытываете симпатию к тяжёлым, но жизненным, историям.

Тем более интересен тот факт, что Леонид Николаевич, будучи талантливым и самобытным писателем, был ещё и перспективным художником, чьи способности отмечали такие отечественные мастера, как Н. К. Рерих и И. Е. Репин.

Талантливый человек, как говорится, талантлив во всем; вряд ли это выражение применимо ко всем без исключения, но в случае русского писателя действительно можно так сказать.
Талантливый человек, как говорится, талантлив во всем; вряд ли это выражение применимо ко всем без исключения, но в случае русского писателя действительно можно так сказать.

К сожалению, до нашего времени успешно дошли лишь 2 полноценные картины Л. Н. Андреева - все остальные представляют собой наработки в крайне непригодном для просмотра качестве. Но те работы, что уцелели, ясно дают понять, что у русского классика был свой собственный стиль, который увы просто не нашёл выхода в должной мере. В противном случае, мы могли бы знать не только Андреева-писателя, но и Андреева-художника. Благо способности у Л. Н. явно были.

Давай те же взглянем на те картины, что так-таки дожили до наших времён.

1. "Один оглянулся", Леонид Андреев

"Один оглянулся". 1912.
"Один оглянулся". 1912.

Сложно в точности определить смысл картины "Один оглянулся", т.к. каждому на ум могут приходить свои образы. Данную работу часто связывают с незаконченным романом писателя "Дневник сатаны" и почти всегда используют её в качестве иллюстрации к вышеупомянутой книге. И знаете, это не лишено смысла, ибо на картине Л. Н. можно заметить те же мотивы, что и в самой книге. Напомню основную сюжетную линию Дневника: дьявол пресыщается однообразной жизнью в аду с чертями и решает вселиться в американского миллиардера, чтобы как следует "поиграть" на земле с людьми.

На картине отображено нечто схожее: неизвестная группа (похожая скорее на демонов, чем на людей) в тёмных покрывалах направляется поздней ночью прочь из здания, чьи окна освещены кроваво-огненным светом - скорее всего представленная группа, как и главный герой "Дневника сатаны", покидает ад и отправляется к людям. Кроме того, дата создания картины и романа примерно совпадают.

А следующая картина могла бы стать идеальной иллюстрацией к другой работе писателя - "Иуда Искариот".

2. "Поцелуй Иуды", Леонид Андреев

"Поцелуй Иуды". Предположительно последняя картина Л. Н. Андреева.
"Поцелуй Иуды". Предположительно последняя картина Л. Н. Андреева.

Что касается второй картины Л. Н. Андреева, то она без всяких сомнений отсылает нас к другой знаковой работе классика - "Иуда Искариот". Известный библейский текст на страницах "Искариота" приобретает несколько другой оттенок и психологически точно прописывает известный образ предателя-Иуды - некий униженный и оскорблённый по Достоевскому, вечно негодующий по поводу несправедливости мира по отношению к себе самому, решается на предательство Христа ради мести этому самому миру и самоутверждения как такового. Картина сделана в темно-красных тонах, что опять наводит на мысль об огне или крови. Работа в целом мрачная, идеально соответствующая настроению книги "Иуда Искариот", которую, к слову, стоит прочитать, если вы ещё не читали! А картина выше послужит идеальным дополнением к депрессивной повести про предателя-Иуду.

"Тому страшно, кто греха еще не совершал. А кто уже совершил его, – чего бояться тому? Разве мертвый боится смерти, а не живой? А мертвый смеется над живым и над страхом его". (с) Иуда Искариот

Как было сказано выше, до нас дошли всего лишь 2 картины Андреева в смотрибельном качестве. Но даже такое ничтожное количество даёт понять, что Андреев мог быть не только потрясающим писателем, но и известным художником - его работы образные, стильные, слегка абстрактные, довольно мрачные (как и его тексты), со своим оригинальным почерком. Жалко, что больше до нас ничего дошло...

Но в качестве компенсации предлагаю вам, уважаемые Читатели и Подписчики, несколько фотографий, сделанных русским классиком, которые, как и сами повести/рассказы писателя, загадочны и красочны. Ведь Андреев увлекался и фотографией и сумел сделать немало хороших экземпляров.

Спасибо за внимание, уважаемые Читатели и Подписчики!