Найти тему
Евгений Горохов

Святополк Окаянный.

Картина художника В. Шереметьева:"Святополк Окаянный".
Картина художника В. Шереметьева:"Святополк Окаянный".

Князь Владимир Святославович умер в 1015 году, оставив после себя тринадцать сыновей и девять дочерей. За время правления Владимира, Русь разрослась, в неё входили свободолюбивые северные города Новгород и Псков, южное княжество Тмутаракань. киевские, волынские, галицкие и многие другие земли, где жили славянские племена. Разные народы жили на территории Руси, многие стремились отделиться. Потому на местах нужны надёжные наместники, способные пресечь сепаратизм. Владимир назначил сыновей князьями в города. Старший Святополк, княжил в Турове. Его мать звали Ирина, она была гречанкой, выданной замуж за князя Ярополка Владимировича. Убив старшего брата, Владимир забрал Ирину, однако оказалось, что она беременна. Владимир официально признал Святополка своим сыном, но не любил его. Святополка звали «дитя двух отцов». Больше всех Владимир любил своих младших сыновей Бориса и Глеба, их родила византийская царевна Анна. Она была сестрой императора Василия II. Борис получил от отца город Ростов, а Глеб правил в Муроме.

Вторым по старшинству был Ярослав, правивший в Новгороде - сын гордой Рогнеды, которая не могла простить Владимиру, убийство родителей и братьев. Она пыталась зарезать Владимира, потому, он так же не любил Ярослава. Младшего сына Владимира звали Мстислав, он рождён чешской княгиней Адилией. Семилетним мальчиком послал его отец править в дальнее Тмутараканское княжество. Располагалось оно на территории Таманского полуострова, а город Тмутаракань находился в том месте, где сейчас станица Тамань в Краснодарском крае. Название княжества произошло от греческого городка Таматарха, который русские именовали Тмутаракань. В 965 году эти земли присоединил к Руси князь Святослав Игоревич.

Не было любви в семействе князя Владимира Святославовича, приходилось ему водить свою дружину в Новгород, чтобы усмирить сына Ярослава. Старший Святополк тоже интриговал против отца. Он был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго, и в борьбе против отца, решил опереться на поляков. Это был первый случай, когда русский князь в междоусобной войне просил помощи у правителя католической державы. Таким образом, Святополк на Руси стал первым западником. Своим духовником он назначил немца Рейнберна – Колобержского епископа.

Видя, что старший сын организует против него заговор, Владимир заточил его в «поруб» - сруб врытый землю, используемый на Руси в качестве темницы. Еду туда опускали на верёвке. Не выдержав заточения, епископ Рейнберн умер, а вскоре отдал Богу душу и князь Владимир. Его бояре вытащили Святополка из поруба и посадили на престол в Киеве. Почти все братья Святополка не признали его Великим князем. Лишь Глеб и Борис назвали его своим государем. Святополк помнил: отец завещал Борису престол в Киеве. Потому он вызвал к себе Бориса и Глеба.

Святополк послал воеводу Путшу и вышегородских бояр Тальца, Еловита и Ляшко убить в дороге Бориса. Тот остановился на ночлег на реке Альта, там его и зарезали. Глеб тоже ехал в Киев. Около Смоленска его повстречал Ярослав и убеждал не ехать к Святополку. Однако Глеб не послушался, и его убили по приказу Святослава. После этого на Руси его стали звать Окаянным.

В древлянских землях княжил Святослав. Узнав о смерти Глеба и Бориса, понял древлянский князь, что следующим будет он. Святослав бежал из Овруча в Карпаты, однако был настигнут убийцами, посланными в погоню Святополком.

В Новгороде Ярослав услышав про убийства братьев, решает, что Святополк доберётся и до него. Он обратился к новгородцам с просьбой собрать ему дружину для битвы со Святополком, обещал, что как только займёт престол в Киеве, то снизит подати Новгороду. Обычно на вече Новгородцы долго решали вопросы, а тут мигом согласились. Собрали дружину Ярославу. Повёл он новгородскую дружину на Киев против Святополка. Тот призвал на помощь печенегов (канглов). Киевско - печенежское войско двинулись навстречу новгородцам. Обе рати встретились поздней осенью 1016 года возле городка Любеч. Святополк был большим интриганом, но оказался плохим полководцем. Он зачем-то отделил киевскую дружину от печенегов, поставив их на разных берегах озера. Новгородцы атаковали киевлян, и пока печенеги огибали озеро, киевская дружина побежала. Святополк ускакал в Польшу, к своему тестю Болеславу Храброму.

Ярослав повёл дружину к Киеву, и новгородцы принялись грабить город, запылали в нём церкви. Болеслав Храбрый воспользовался этим предлогом, заявив, что он идёт на Киев спасать храмы. Поляки и новгородцы повстречались на Буге. Стоя на противоположных берегах реки, воины оскорбляли друг друга. Один новгородец крикнул: «Я вот почешу колом толстое брюхо Болеслава!»

Болеслав на самом деле был дородным, но почему-то реплика новгородца его задела. Он на коне в полном вооружении прыгнул в реку. Видя, как их король перебирается на противоположный берег, польские воины тоже бросились в реку. Выбравшись из воды, разъярённые поляки накинулись на новгородцев, и те не выдержав атаки, побежали.

О событиях, происходящих в средневековой Руси, интересно написано в книге Евгения Горохова «Преданье тёмной старины. Пути изгоев». В книге повествуется о приключения трёх ребят живущих в маленьком городке Москва и вынужденных бежать оттуда к половцам из-за интриг воеводы. Красочно описана жизнь в половецкой орде и в замке ассасинов в Аламуте. Рассказывается о походах монгольского тёмника Субэдэя, описывается быт рыцарских орденов тамплиеров и тевтонцев. Куда только не закидывает судьба трёх героев повествования. Книгу можно скачать на https://www.litres.ru/evgeniy-petrovich-gorohov/

После поражения на реке Буг, князь Ярослав с четырьмя гриднями (так на Руси звались княжеские телохранители) прискакал в Новгород. Опасаясь, что Святополк достанет его и здесь, он хотел бежать в Швецию. Однако новгородцы его отговорили, они собрали ещё одну дружину.

Польский король Болеслав Храбрый не пошёл на Новгород, он захватил Киев, посадив на престол своего зятя Святополка. Польские воины принялись грабить город и окрестности. Киевляне просили своего князя защитить их, но Святополк пальцем не пошевелил. Польская армия стала пьянствовать. Воины Болеслава потеряли бдительность, и киевляне стали их резать по ночам. Опасаясь остаться без войска, Болеслав Храбрый ушёл из Киева.

Оставшись без поддержки, Святополк призвал печенегов (канглов), обещая им отдать Киев на разграбление. Печенежская орда подошла к Киеву одновременно с новгородской дружиной Ярослава. Печенеги увидели, что лёгкой добычи не будет, и ушли обратно в причерноморские степи. Святополк бежал с печенегами. Он умер в их орде разбитый параличом и в безумии. Вероятно сражённый инсультом, он лишился речи, а летописец назвал это «безумием».