«Что подарить для прекрасной Аликс на свадьбу?» - задумался наследник российского престола цесаревич Николай Романов, но лишь на мгновение. Ведь на Урале открылись богатейшие копи чудного камня, голубовато-зеленого берилла, чарующего, как сама горная река. Адуй-матушка, бурная водица, подарила России еще один удивительный минерал. А потому искрящийся аквамарин в конце 19-го века стал самым модным ювелирным камнем, мечтой всех знатных дам. Нисколько не сомневаясь в своих намерениях, будущий император Николай Второй решил обратиться к услугам фирмы «Фаберже».
Ну а мы с вами, дорогие читатели, последуем за нашим героем в мастерские талантливого ювелира. И будем свидетелями рождения аквамариновой парюры. Зеленовато-голубые, будто отражения неба в ледяной воде, уральские самоцветы таились от людей на Адуйских приисках. И вдруг явились на свет божий, неожиданно и масштабно. Объемы добываемого минерала были столь велики, что этот «водный» камень в конце 19-го столетия стали буквально «грести лопатами». Добывая каждый день по несколько десятков килограммов.
«Ее Высочеству, безусловно, должна понравиться драгоценная коллекция из голубого берилла», - заметил опытный ювелир. «Ведь новый камень столь прекрасен, что дамы сходят по нему с ума». Тогда цесаревич решил, что к голубым, наполненным нежностью и скромностью очам Аликс отлично подойдет и сверкающая диадема, и роскошное колье. А лучшим дополнением к царственному дуэту послужат серьги, женственные и аристократичные.
Эскизы, подбор камней, весь технологический процесс создания парюры лично контролировал Карл Фаберже. Причем, по замыслу Николая Александровича, будущего правителя России, украшения должны быть особенными, неповторимыми. Ведь свадебной подарок для любимой невесты – дело чрезвычайно важное. Венцу придали удобную форму разомкнутой диадемы, а стиль выбрали исконно русский, в виде традиционного кокошника. Лучшие аквамарины предстали в виде вытянутых прямоугольников, строгих, идеальных. Огранка «багет» позволила им заиграть в наилучшем свете, переливаясь в солнечных лучах всеми гранями. Играя и наполняясь энергией любви молодой невесты.
Примерно в это же время, в 1896-м, мастер фирмы «Фаберже» Михаил Перчин создал двойную брошь с портретами коронованных супругов. Овальные миниатюры, обрамленные в золото, поражали воображение вереницей бриллиантов. Драгоценную «ленту» украсили камни розовой огранки и один сапфир небесно-синего цвета. Символ единства молодых царя и царицы, взошедших на престол. Ода любви и чистому мирному небу над головой. Пока оно не было омрачено ни расстрелами, ни гибелью людей, ни революционными потрясениями.
Тиара получилась легкой, торжественной и женственной, - благодаря оправе из дорогой платины. Ей вторило ожерелье из множества подвесок с такими же пленительными аквамаринами. (Те украшения, что мы видим на фото – лишь копии утраченной царской парюры). Прозрачные бриллианты, будто слезы уральской реки, подчеркивали нежное томление божественных аквамаринов. Серьги вторили подвескам на колье – такие же вытянутые камешки прямоугольной формы, окруженные чистейшими бриллиантами.
Воспитанная в пуританской строгости, принцесса Виктория Алиса Гессен-Дармштадтская никогда не видела подобной красоты. Ники, как ласково называла девушка своего возлюбленного, покорил ее сердце раз и навсегда. А ювелирные шедевры, что пали к ногам императрицы, и вовсе, свели ее с ума. Какая роскошь, изящество, божественные русские камни! Стоит отметить, что в жизни царицы Александры Фёдоровны будет еще немало драгоценных презентов. Так, у нее появится довольно крупное кольцо с аквамарином соблазнительных размеров, в окружении бриллиантовой россыпи. Любимое кольцо царица непременно вынимала из шкатулки, если решалась дополнить туалет аквамариновой парюрой. Жаль, нет портретов или фото, запечатлевших супругу Николая Второго в сияющей, будто речные всплески, тиаре, колье и сережках.
Однако не будем путать данный набор украшений, подаренный к свадьбе, с еще одной аквамариновой парюрой императрицы. Узоры из платины и камней были оформлены в сказочно красивую цветочную гирлянду. И автор тот же – Карл Фаберже. Вторая аквамариновая коллекция ювелирных вещиц хорошо известна нам по историческим фотографиям, в отличие от свадебного презента, что преподнес цесаревич.
Но какова же была судьба знакового подарка, который бережно хранила Александра Фёдоровна? Как и прочие богатства царской семьи, творения Фаберже были изъяты большевиками. И, по версии историков, проданы за границу в 1920-х годах. Как утверждают исследователи, аквамариновую тиару выкупила Великобритания. И русский венец пополнил британскую сокровищницу. Куда подевались колье и серьги, до сих пор неизвестно. Канули в Лету, как и многие творения ювелирного искусства Российской империи.