В начале октября 1926 года, то есть 96 лет назад, в Художественном театре состоялась премьера пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных». А значит, мир впервые увидел одну из самых очаровательных женщин отечественной драматургии – Елену Тальберг. Сестру Алексея и Николки Турбина, возлюбленную Шервинского, предмет воздыханий Лариосика. Елену Прекрасную, Лену Золотую, Елену Рыжую – как называют ее в пьесе восхищенные мужчины.
Прототипом Елены Прекрасной была Варя, младшая сестра Михаила Афанасьевича. В Киеве, в доме на Андреевском спуске, где жили Булгаковы, она была душой компании.
«Варя была на редкость веселой: хорошо пела, играла на гитаре… Ее никто не называл Варей, все называли Варюшей. Она была из всей семьи самая изящная, самая хорошенькая. Если кому-то из молодых надо было что-либо попросить у матери, обращались к Варе: “Варя, похлопочи”» – так вспоминали о ней.
В Художественном театре Елену Тальберг играли разные красавицы. Первой исполнительницей была Вера Соколова – сам Булгаков, который очень ценил занятых в спектакле артистов, ставил ее превыше всех. Историк МХАТа Виталий Виленкин писал, что Соколова была «непревзойденной исполнительницей этой роли, отличавшейся у нее особым изяществом, тонкостью сценического рисунка и необыкновенным женственным обаянием».
Впрочем, появились свои поклонники и у других исполнительниц роли Елены. Милиционер Алексей Гаврилов, дежуривший на спектаклях МХАТа в конце 1920-х годов и тайно влюбленный в Аллу Тарасову, считал, что с его любимицей в этой роли не сравнится никто. Ни Клавдия Еланская, ни Ольга Андровская, ни даже сама Соколова.
«Начать хотя бы с внешности, – писал он в дневнике – у В.С. Соколовой прекомичный курносый нос и какой-то недостаток в произношении, тогда как у А.К. Тарасовой – очень красивая внешность и прекрасный звучный голос».
В 1960-е годы, когда пьеса Булгакова шла на сцене МХАТа в постановке Леонида Варпаховского, эту героиню играла Валентина Калинина. Ее Елена была сдержанной, полной какой-то затаенной тоски.
А Елена Полины Медведевой в спектакле Николая Скорика 1982 года, наоборот, вся лучилась обаянием и игривостью юности. Эта дипломная постановка курса Школы-студии, в которой играли Дмитрий Брусникин, Роман Козак, Александр Феклистов, была так хороша, что ее даже включили в репертуар МХАТа.
В 2004 году в МХТ вышел спектакль Сергея Женовача «Белая гвардия». Для многих стала открытием нежная и тонкая Елена в исполнении Натальи Рогожкиной. Второй исполнительницей в этом спектакле была Ксения Кутепова.
Фото из фондов Музея МХАТ
#мхт #история #булгаков #дни турбиных #актеры и роли
Также будет интересно:
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова