Найти тему
609 подписчиков

Проведение корректировки инвентаризации выбросов ЗВ в случае ввода в эксплуатацию новых источников

Необходимо ли проведение корректировки инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случае ввода в эксплуатацию новых источников загрязнения атмосферного воздуха?

Отвечает ведущий юрист Центра Золотарь Ксения:

В соответствии с п. 4 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанный Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки утвержден Приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 г. № 871 (далее – Порядок).

В соответствии с п.п. 1 и 2 Порядка инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).

Решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом.

При этом на основании п. 4 указанного нормативного правового акта в качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются в т.ч. ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства.

Необходимо отметить, что положениями п. 45 Порядка установлен перечень оснований для корректировки инвентаризации выбросов.

Так, корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется при изменениях состава, объема или массы выбросов в случае возникновения следующих обстоятельств:

  • изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая оборудование (оснащение) установок очистки газа на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
  • изменение объемов производства;
  • замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;
  • реконструкция, модернизация установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

Также корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в случаях:

  • выявления при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора) несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявления неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;
  • изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Кроме того, в соответствии с п. 46 указанного нормативного правового акта в случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).

Также согласно п. 47 Порядка корректировка карты-схемы осуществляется при корректировке данных инвентаризации выбросов, осуществляемой в соответствии с п.п. 45 и 46 данной главы.

Одновременно, при возникновении обстоятельств, указанных выше, в п.п. 45 и 46 Порядка, хозяйствующий субъект вправе принять решение и провести новую инвентаризацию выбросов.

Следует отметить, что в соответствии с п. 49 Порядка корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в п. 45 Порядка.

Для случаев, указанных в п. 46 Порядка, необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

На основании изложенного, при вводе в эксплуатацию новых источников загрязнения атмосферного воздуха обязательна корректировка данных инвентаризации.

При этом также хозяйствующий субъект вправе принять решение и провести новую инвентаризацию выбросов.

Необходимо отметить, что корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня ввода в эксплуатацию новых источников загрязнения атмосферного воздуха.

Кроме того, в указанном случае необходима также разработка новых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для данного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Непроведение корректировки инвентаризации выбросов в установленные сроки влечет риск привлечения к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Необходимо ли проведение корректировки инвентаризации выбросов загрязняющих  веществ в атмосферный воздух в случае ввода в эксплуатацию новых  источников загрязнения атмосферного воздуха?