Найти тему

Побег из реальности: три больших английских романа, которые увлекают с первой страницы

Оглавление

Сегодня расскажу про три книги, которые составят вам компанию долгими осенними вечерами: развлекут и отвлекут от всего происходящего. Они, как домик, в который пусть всего на пару часов, но можно спрятаться. Эти романы для тех, кто любит особую атмосферу старой доброй Англии и неторопливое чтение с чашкой чая.

1. Уилки Коллинз "Без права на наследство" (1862 г.)

Уилки Коллинз - автор так называемых "сенсационных романов", один из родоначальников детективного жанра в мировой литературе, близкий друг и родственник Чарльза Диккенса. О его шикарном романе "Женщина в белом" я уже писала. Коллинз был интересным человеком и талантливым писателем, которому особенно удавались произведения на тему правосудия, юридических коллизий в семейной сфере. Он был дипломированным юристом и знал множество запутанных реальных историй, в которых находил вдохновение для творчества.

-2

"Без права на наследство" - это увлекательный детективный роман с неожиданной развязкой. Будут и семейные тайны, и шокирующая несправедливость, и расчетливая месть, и конечно же, настоящая любовь, которая настигает тогда, когда ты её меньше всего ждёшь. Книга затягивает вас в круговорот событий и показывает жизнь викторианской Англии с разных сторон. Этот роман из тех книг, которые хочется быстрее дочитать, чтобы узнать, чем всё закончится, но на последней странице становится грустно, ведь героев отпускать совсем не хочется. У Коллинза очень интересный витиеватый слог, что сначала может показаться слегка напыщенным, но через пару страниц втягиваешься и начинаешь наслаждаться.

Итак, две сестры, выросшие в богатой аристократической счастливой семье, после внезапной смерти родителей теряют абсолютно все капиталы и имущество. По закону теперь ими владеет родственник, которого они даже не знали. И, если старшая девушка Нора выбирает путь смирения, то младшая - Магдален, изначально представшая перед читателем легкомысленной и избалованной, решает во что бы то ни стало отомстить и вернуть всё, что принадлежало её семье.

В аннотации к роману говорится: "Если бы Толстой писал детективы, он написал бы “Без права на наследство”!
А вот, что пишет в предисловии к книге сам Коллинз:
Центральная фигура оттенена другими – совсем непохожими на нее, и я пытался подчеркнуть контраст юмором. Серьезные сцены перемежаются забавными – это отвечает законам Искусства, кроме того, ведь (надеюсь, читатели согласятся с моим суждением) и в жизни не случается чистой трагедии. Взгляните сами: темное и светлое бесконечно переплетаются, образуя ткань человеческого бытия.
Я стремился следовать новым курсом, расширить круг своих представлений об искусстве повествования и опробовать новые формы, в надежде, что читателям они понравятся не меньше, чем мне самому.

2. Антония Сьюзен Байетт "Обладать" (1990 г.)

Антония Байетт - одна из самых воспетых критиками английских писательниц, литературный критик, ученый, специалист по английской филологии. Роман "Обладать" стал лауреатом Букеровской премии и вошёл в списки лучших книг по версиям "Time" и "BBC".

"Обладать" доставит огромное удовольствие всем любителям атмосферных викторианских готических романов, но читать его дело не такое уж простое. Байетт всегда предъявляет к своему читателю достаточно серьезные требования - он должен быть внимателен, начитан и образован, должен интересоваться литературой и искусством. Иначе он не считает и половины смыслов, зашитых в прозе писательницы. "Обладать" переполнен отсылками, реминисценциями, цитатами.

-3

В центре романа две линии: история поэтов викторианской эпохи, Рандольфа Генри Падуба и Кристабель Ла Мотт и история современных учёных-литературоведов Роланда Митчелла и Мод Бейли. Роланд исследует творчество Падуба много лет и в одной из книг, принадлежавших поэту, находит черновики любовных писем к неизвестной женщине. Но поэта всегда считали любящим и верным мужем и такая находка может стать сенсацией в научном мире. Дальше сюжет закручивается с невероятной быстротой и перед нами разворачиваются события и в настоящем, и в прошлом. Книга захватывает, как своей детективной составляющей, так и мелодраматической.

Еще один фирменный ход Байетт - внутри романа она помещает произведения, якобы написанные героями, их дневники, письма. Таким образом мы видим события с разных сторон во всей их полноте. Отдельно стоит отметить слог писательницы - он похож на кружево, которое сплетает в причудливый узор неожиданные и яркие образы.

3. Энн Бронте "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" (1848 г.)

Младшая из Бронте - Энн часто находится в тени Шарлотты и Эмили, хотя она успела за свою короткую жизнь написать два романа и, как сёстры, сочиняла стихи. Не могу ни сказать, что "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" стала одной их моих любимых книг. Это невероятно смелый роман, особенно учитывая, что Энн была самой скромной и застенчивой из сестёр. Хотя мы знаем, что все Бронте были не очень-то компанейскими девушками и предпочитали общаться друг с другом, а не с кем-то еще.

-4

Энн в "Незнакомке" одной из первых в Англии подняла темы домашнего насилия, пьянства и распущенности нравов среди привилегированного класса, а также несправедливого отношения к женщине. В викторианском обществе о таком говорить было не принято. А еще, писательница сделала свою героиню миссис Хелен Грэхэм невероятно смелой и сильной женщиной, способной изменить свою жизнь. И это в то время, когда женщина после свадьбы становилась собственностью мужа и не имела никаких прав. Удивительно и то, как девушка, которая никогда даже не встречалась с мужчиной и почти не выезжала из своей деревни, так ярко смогла описать жизнь в браке и любовные отношения.

Всё начинается, когда в полузаброшенное поместье Уайлдфелл-Холл переезжает таинственная женщина Хелен Грэхэм вместе со своим маленьким сыном. Она ведёт уединённый образ жизни и почти ни с кем не общается. В церкви её замечает молодой человек Гилберт Маркхем и Хелен производит на него неоднозначное впечатление, но ореол неизвестности и одновременно холодности, надменности, распространяющийся вокруг неё очень привлекателен... Если честно, я не могла оторваться от романа. Да, местами он немного затянут, как и вся литература того времени, но это единственный его недостаток.

"Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" интересна еще и по форме: книга написана в форме писем Гилберта к другу, внутри которых - дневник Хелен, так мы видим историю с разных ракурсов и можем проследить изменения в характерах героев. Реакция на роман была очень противоречивой, люди того времени не были готовы читать такую литературу. По решению Шарлотты, после смерти Энн "Незнакомка" не переиздавалась. Старшая сестра тоже считала, что роман слишком откровенный и даже шокирующий, а также, что он совершенно не соответствует внутреннему миру и характеру Энн.

Все эти три книги доставили мне огромное удовольствие, надеюсь, что вас они тоже не разочаруют! Осень - самое подходящее время для чтения таких атмосферных романов.

Если вы хотите быть в курсе событий из мира кино, литературы и культуры, читать отзывы на фильмы, книги, то подписывайтесь на мой канал 💙Mermaid's Talks💙 Здесь я много говорю о женских персонажах и проблемах в искусстве.

Другие интересные статьи: