Сочинения Уилки Коллинза - родоначальника лихо закрученного детективного жанра составляют тридцать томов, он писал до самого конца: роман "Слепая любовь" остался незаконченным из-за его смерти и был дописан другим автором. Но на своём надгробии он завещал написать: "Уильям Уилки Коллинз. Автор "Женщины в белом" и других сочинений". Почему же его главный роман, опубликованный в далёком 1860 году, до сих пор пользуется популярностью у читателей и по нему снимают сериалы? Попробуем разобраться...
После окончания школы (тогда это был частный пансион) в 17 лет, Коллинз, по настоянию отца пытался найти себя в коммерции, в частности, в торговле чаем. Потом поступил в старинную лондонскую корпорацию юристов. Став дипломированным адвокатом, он изучил множество дел и примеров из судебной практики и... получил звание родоначальника детективного жанра в мировой литературе. Любовь к сочинительству была в нём всегда, но найти свой "конёк" в творчестве позволила именно вовлеченность в область правосудия.
В 1848 году Коллинз опубликовал свою первую книгу - биографию его отца-художника. Кстати, он и сам прекрасно рисовал. А в 1851 году писатель познакомился с Чарльзом Диккенсом и это стало началом долгой и плодотворной дружбы. Они учились друг у друга, вместе путешествовали, играли в домашних спектаклях и писали совместные произведения. Позднее, младший брат Коллинза женился на младшей дочери Диккенса и они стали одной семьёй.
Вряд ли на десять тысяч человек найдётся хотя бы один, который проживая в гуще действительности, способен также постичь, что он проживает в гуще таинственного и романтического.
Уилки Коллинз
После смерти Диккенса Коллинз, что называется, сдал - ведь он потерял близкого друга, единомышленника и чуткого критика. К тому же, его личная жизнь всё больше и больше запутывалась.
Очень интересно, что несмотря на воспитание, полученное от верующего и строгого отца, несмотря на обучение в школе-интернате преподобного Коула в Хайбере и юридический диплом, Коллинз не признавал институт брака, выступая за свободу и равноправие полов.
Официально он объявлял себя холостяком, но фактически у него было две семьи одновременно. С женщиной по имени Марта Радд (или, в некоторых источниках, Марта Рудд) у него было трое детей. Коллинз заботился о них и указал в завещании, но в общественной жизни писателя они не принимали никакого участия. А второй избранницей и музой стала Каролина Грейвз, о которой мы еще поговорим ниже, ведь именно она являлась прототипом для главной героини романа "Женщина в белом".
Даже по названием произведений Коллинза: "Муж и жена", "Закон и жена", "Бедная мисс Финч", "Мисс или миссис", "Без права на наследство" можно понять, что его интересовал брак того времени, как общественный институт, да и на практике он исследовал семейные отношения и... никогда не был официально женат. Он изучал тему женской эмансипации, но с английским акцентом, в частности, имущественные права замужней женщины в родной стране. Но, конечно же, его интересовал и женский характер в общем - во всей своей полноте: его сила и слабость, например, произведения "Новая Магдалина" и "Опавшие листья" посвящены судьбам "падших" женщин.
Именно "Женщина в белом" принесла Коллинзу известность, потом уже были написаны успешные "Лунный камень", "Отель с привидениями". До сих пор именно история замужества молодой девушки, обернувшегося ночным кошмаром, в первую очередь приходит на ум, когда слышишь имя писателя.
Его романы подчас нам, из двадцать первого века, кажутся затянутыми, но не стоит забывать, что Коллинз зарабатывал писательством себе на жизнь. Печатались тогда романы по частям - в журналах из номера в номер и только потом выходили отдельным изданием. Такой "сериал девятнадцатого века", только на бумаге и чем больше серий, тем больше денег получит автор. Стоит учитывать, что и ритм жизни был другой, вечерами заняться особо было нечем и люди получали удовольствие от чтения. Печатался, кстати, Коллинз в тех журналах, которые создал и редактировал Диккенс. Коллинз умел создавать такие произведения, которые годами (!) держали читателей в напряженном ожидании и заставляли их теряться в догадках и предположениях.
... немалое достижение - построить сюжет, который чуть ли не год из недели в неделю посрамлял догадливость самых проницательных читателей романов, а развязкою своей всех привёл в удивление...
Анонимный рецензент из журнала "Читатель"
"Женщина в белом" (1860 г.)
Итак, роман... Это практически манифест под девизом "Свободу - женщинам!", что для того времени очень смело. Сюжет заключается в том, что молодая девушка Лора Фэрли должна выйти замуж за уважаемого и богатого баронета. Такова была последняя воля её отца. У неё есть сводная сестра Мэриан Голкомб, с которой они неразлучны. Незадолго до свадьбы к ним в поместье приезжает молодой учитель рисования, с которым у Лоры случается любовь, но она дала обещание отцу...
И, как назло, начинают происходить подозрительные события, которые наводят на мысли, что с этим замужеством всё не так уж гладко. Здесь Коллинз берёт вас за руку и уносит в вихрь семейных тайн, зловещих предзнаменований, неожиданных ночных встреч на кладбище, ловко спланированных интриг и смертей, приправляя это красочными описаниями старинных усадеб и природы (он ведь сам хорошо рисует, а его отец - известный художник-пейзажист) и очень колоритными героями.
Да, для нас такой сюжет может показаться не очень актуальным, но иногда нужно сделать шаг назад и посмотреть, как люди жили раньше, чтобы понять и оценить свою современность.
Поэтому я написал дорогой Мэриан, поскольку у неё не было мужа, который смог бы предъявить на неё свои права...
из романа "Женщина в белом"
Откуда к писателю пришла идея для написания книги? Коллинзу не надо было далеко ходить за сюжетами, он их будто притягивал. Однажды, он со своими приятелями прогуливался неподалеку от лондонского Риджент-Парка и мужчины услышали пронзительный женский крик. Ночь была лунная и они видели, как из сада одного из домов выбежала женщина во всём белом. Она была невероятно красива и очень напугана. Коллинз побежал за ней, чтобы узнать, что случилось. По слухам, её в плену удерживал какой-то мужчиной с помощью гипноза. Девушку звали Каролина Грейвз. Так Коллинз обрёл музу и любимую женщину (вторую).
Видимо, в ту ночь у писателя в голове, что называется сложился пазл. До этого он прочитал документальную книгу М. Межана "Знаменитые судебные процессы". Там была описана трагическая история французской аристократки. Внимание, дальше, спойлер! Один из её родственников, стремясь завладеть наследством, усыпил её снотворным и устроил под чужим именем в сумасшедший дом. Ей удалось сбежать, но она так и не смогла добиться справедливости в суде и вернуть своё имя. Благодаря стараниям своих родственников она была объявлена умершей, ну и собственно судей тогда подкупить труда не составляло.
Смею предположить, что именно из-за несовершенства судебной системы Коллинз так и не стал практикующим адвокатом, не зря же "Женщина в белом" начинается со слов: "Это история о том, что может выдержать женщина и чего может добиться мужчина. Если бы машина правосудия неукоснительно и беспристрастно разбиралась в каждом подозрении и вела судебное следствие, лишь умеренно подмазанная золотом, события, описанные на этих страницах, вероятно, получили бы широкую огласку во время судебного разбирательства. Но в некоторых случаях закон до сих пор еще остаётся слугой туго набитого кошелька, и потому история будет рассказана впервые на этих страницах. Так же как мог бы услышать её судья, теперь услышит читатель".
В ноябре 1859 года "Женщина в белом" начала выходить на страницах журнала "Круглый год". Именно после этого романа за писателем закрепилась слава мастера детектива. Произведение было новаторским не только за счёт тематического наполнения. Многие писательские находки Коллинза взяли на вооружения другие авторы. Например, необычной для того времени была сама форма повествования, позднее Брэм Стокер напишет "Дракулу" по такому же принципу. "Женщина в белом" состоит из писем, показаний свидетелей, отчетов и дневниковых записей.
В этом романе предпринят эксперимент, к которому (насколько мне известно) до сих пор не прибегали в литературе. О событиях, происходящих в книге, от начала и до конца рассказывают её персонажи.
Уилки Коллинз о замысле романа "Женщина в белом"
Да, определённая шаблонность в женских характерах здесь всё же есть. Перед нами две сестры: Лора - очень привлекательная, романтичная, красивая, нежная и скромная, Мэриан - смелая, умная (с мужским умом и смекалкой, как замечает автор), решительная, напористая и, конечно же, не очень красивая.
Женщины могут устоять перед любовью мужчины, перед его славой, перед его красивой внешностью, перед его богатством, но они не в силах устоять перед его красноречием, если только оно обращено к ним.
из романа "Женщина в белом"
Но всё равно женщины у Коллинза - сильные, сложные и многогранные, а их мысли - прогрессивнее некуда, они борются за свои права в то время, когда жена становится практически имуществом мужа, в то время, когда у них очень мало возможностей и средств выражать свою позицию и защищать своё мнение.
Если бы мы с Лорой попытались тайно сбежать из Блекуотер-Парка, все дальнейшие мирные переговоры с сыром Персивалем были бы невозможны. Все осудили бы нас за это. Ничего, кроме перспективы неминуемой гибели, не могло бы служит нам оправданием в случае такого побега.
из романа "Женщина в белом"
Я прочитала книгу после просмотра сериала, то есть знала все твисты, но несмотря на это, "Женщина в белом" для меня - это 600 страниц удовольствия. У Коллинза очень интересный, замысловатый язык, который передаёт события так, будто ты находишься с героями в одной комнате. Он умеет создать и передать атмосферу происходящего, вот уж кого можно считать мастером саспенса - Хичкоком от литературы.
Коллинз ввел в литературу самую мистическую из всех мистик – ту, которая поджидает нас у порога нашего собственного дома.
Генри Джеймс
С художественными интерпретациями "Женщине в белом" не везло. Странно, что Коллинза вообще мало экранизировали, а ведь его произведения будто созданы для кинематографа. Тем более, удивительно, что в пару лучших экранизаций романа входит советский двухсерийный фильм 1981 года, снятый на киностудии "Молдова-фильм", где одну из главных ролей играет Александр Абдулов. Но сегодня не о ней, а о самом современном прочтении романа - сериале 2018 года от "BBC".
Мини-сериал "Женщина в белом" (2018 г.)
В команде проекта - сценаристка Фиона Серес, которая работала над сериалом "Великая", и режиссер Карл Тиббеттс, принимавший участие в создании "Черного зеркала".
В сериале всего 5 эпизодов продолжительностью около часа каждый. В нашей стране он остался почти незамеченным, на "Кинопоиске" ни одного отзыва.
В главных ролях Джесси Бакли, Оливия Виналл, Дюгрей Скотт, Арт Малик, Бен Харди, Рикардо Скамарчо, Чарльз Дэнс. И каждый из них перевоплотился в своего героя идеально.
Некоторые актёры внешне немного не вписываются в те образы, которые описаны в книге, но именно в экранизации они смотрятся великолепно и передают самую суть характеров персонажей. Например, граф Фоско - одновременно притягательный и отталкивающий, умный, опасный и скользкий.
Музыка! Саундтрек, который постоянно нагнетает ощущение надвигающийся беды, точно передаёт внутренне состояние героев, да и просто - невероятно красив! Атмосфера - именно та "Коллинзовская". Композитору проекта Джону Опстаду хочется сказать отдельное спасибо.
В сериале, как и во время чтения романа, вы будто ощущаете раздолье и морскую свежесть в усадьбе Лиммередж, мрачность и удушливость поместья Блэкуотор, таинственность ночного кладбища и опасность переулков Лондона.
Хочется отметить интересные ракурсы съёмки для того, чтобы создать атмосферу безвыходности, страха, нарастающего волнения, оригинальные режиссерские решения, например, то, как непоследовательно разворачивается перед нами сюжет. Проект получился захватывающим.
Словом, он был так любезен и внимателен к Лоре, что почти напомнил самого себя в дни своего гнусного ухаживания в Лиммеридже. Уже одно это является плохим предзнаменованием. Но еще более зловещим, по-моему, было следующее: в гостиной после обеда он притворился спящим, а сам украдкой следил глазами за Лорой и мной, думая, что ни одна из нас этого не замечает.
Из романа "Женщина в белом"
Интерьеры и костюмы чудесны, хочется рассмотреть все детали. Многие особенности характеров переданы за счет деталей образа, после прочтения книги особенно приятно подмечать такие нюансы (и приятно, что создатели так внимательны к материалу - к самому тексту романа).
Сериал сделан "на совесть" и я его очень советую к просмотру. К тому же, читателями "Женщины в белом" он признан, как максимально приближенный к роману. Многие вопросы, которые затрагивал писатель актуальны и сейчас - перипетии семейной жизни, как и отношения между женщиной и мужчиной, в принципе, будут интересовать нас всегда. В большинстве произведений Коллинз говорит именно от лица женщины, пытается посмотреть на всё с её точки зрения и это удивительно для писателя-мужчины, тем более викторианской эпохи. Поэтому, я не устану советовать его книги: они живут и говорят с нами сквозь века.
Если вы хотите быть в курсе событий из мира кино, литературы и культуры, читать отзывы на фильмы, книги, то подписывайтесь на мой канал 💙Mermaid's Talks💙
Здесь я много говорю о женских персонажах и проблемах в искусстве. Занимаюсь библиотерапией и публикую подборки книг на разные случаи жизни.
Тоже интересно: