Помимо тысяч полезных вещей человечество производит еще тысячи и тысячи тонн мусора. Но, как сказал один умный и рачительный человек, «нет отходов, есть неучтенные ресурсы». Именно так в последнее время все чаще поступают, тем более что «месторождения» отходов уже способны обеспечить нас стройматериалами на годы вперед.
Это винтаж!
Распространившаяся мода на стиль лофт и имитацию старины привела к появлению необычной профессии: охотников на старые кирпичи. Выпущенные в прошлые века кирпичи часто помечены красивыми клеймами производителей, имеют нестандартную форму и красиво состарившуюся поверхность. Такими кирпичами отделывают офисы, бары и квартиры.
Если кирпич «неинтересный», но по-прежнему крепкий, его тоже можно использовать в строительстве. И не раз, ведь средний срок жизни кирпича оценивают в 500 лет. Точно так же оказываются востребованы старые балки, ведь потемневшее от старости дерево так просто имитировать не получится.
Собирают старинную сантехническую арматуру, кованые решетки, кронштейны, бронзовые краны, раковины, различные светильники, оконные рамы и т.п. Все, что для строителя чаще всего проходит по графе «строительный мусор», для дизайнера или другого строителя может стать настоящим сокровищем.
Проблема только в одном – предложение строго ограничено, ведь старинных зданий осталось не так уж много. «Охотники за кирпичами» наизусть знают и исследуют все объекты под снос, ремонт или реставрацию, выбирая все годные фрагменты. Каждая спасенная деталь вместо отправки на свалку приносит деньги и продолжает работать по назначению.
Золотой песок
Родившееся когда-то выражение «как песка морского», которым обозначают обилие и дешевизну чего-то сегодня уже не очень актуально. Скорость и объемы строительства недвижимости и дорог настолько выросли, что песок строительного качества за последние 25 лет подорожал в 6-8 раз. Такими темпами не дорожал, пожалуй, ни один дешевый ресурс в мире.
Поэтому сегодня песок для экономии сил и средств часто… делают. Обычное сырье для него – обломки кирпичных или бетонных конструкций, а также выброшенные бутылки, старая сантехника и стеклянный бой. Все это когда-то было песком, а после обработки снова превращается в него и идет обратно в подсыпку, бетонный раствор или новые плитки и кирпичи.
Преимущество такого искусственного песка в том, что он «управляемый»: размер частиц легко можно установить при размоле, получая продукт на месте, а не везти его за тридевять земель из карьера с нужными характеристиками.
Но искусственный песок не всегда скрывается в бетон или под фундамент: песок из кирпичного боя и стекла часто подбирают по цвету, чтобы использовать в декоративных целях. Им засыпают садовые дорожки или украшают клумбы, а также делают из него разноцветную отделочную плитку.
Жизнь в бутылке
Экологи считают пластиковый мусор самым опасным и «живучим». Обычная ПЭТ-бутылка или пластиковая упаковка могут разлагаться веками. Мусорные пакеты, садовая мебель, детали для дренажа и сливов, пленка для гидроизоляции из переработанного пластика уже стали привычными атрибутами. Но пластиковых отходов не становится меньше и надо делать что-то по-крупному.
Например, строить. Канадский стартап JD Composites придумал, как превращать пластиковые бутылки в дома. Каждый такой дом с тремя спальнями, гостиной и кухней «стоит жизни» от 600 тысяч до 2 млн старых пластиковых бутылок.
Их измельчают, делают гранулы, помещают их в формы и превращают в материал, похожий на пенопласт, только в десяток раз прочнее – построенный из них дом выдерживает ураган пятой категории. И собирается вчерне всего за 14-18 часов.
К тому же полученный из бутылок пористый материал, в отличие от пенопласта, практически не горит, а еще, в отличие от дерева, не гниет и не позволяет расти плесени. 15-сантиметровая плита из такого материала, с двух сторон покрытая алюминиевым сайдингом (переработанные пивные банки) прекрасно держит тепло и дом позволяет с минимальными расходами на отопление пережить канадскую зиму, а климат там, как известно, не мягче нашего. Почти метр снега на крыше – тоже не проблема, по прочности материал не уступает пенобетону.
По расчетам изобретателей, если возводить по кварталу «бутылочных» домов в месяц, то можно свести к нулю всю выбрасываемую крупнейшими городами Канады пластиковую тару из-под воды и напитков, которая иначе уйдет в свалки.
Квадратиш-практиш
Ежегодно в мире перевозятся миллиарды тонн грузов. Для удобства и простоты грузы пакуют в универсальные контейнеры. Каждый, кто когда-либо сталкивался с перевозками, знает эти два «магических» числа – 20 и 40 футов. Заводы производят контейнеры тысячами и, рано или поздно, эти работяги, исцарапанные и побитые жизнью, скапливаются в отстойниках возле портов и грузовых терминалов. К тому же есть и в прямом смысле одноразовые контейнеры, которые после перевозки планируется отправлять в переплавку, настолько они дешевы.
Но если посмотреть на контейнеры глазами архитектора, то это практически готовая недвижимость, модулями примерно по 13,5 и 27 квадратных метров. Тем более, что во многих уже есть готовый «черновой» пол и неплохая теплоизоляция стенок, а конструкция изначально сделана так, чтобы их было удобно ставить друг на друга и стягивать вместе. Так что болгарку и сварочный аппарат в руки и вперед, воплощать любые архитектурные фантазии.
На сегодня из старых контейнеров делают, пожалуй, всё. От загородных домов, до мини-заводов, от медицинских пунктов до торговых павильонов и от библиотек до социального жилья, даже бассейны и теплицы. Ведь если у вас есть хорошая коробка – вопрос лишь в том, что туда положить.
Стены из газеты
Как известно, газетную бумагу делают прямо из древесины. Так получается дешевая и не очень качественная бумага, которая, к тому же, быстро «стареет». Но для ежедневной информации – сойдет. У этого есть только одна проблема: деревья обратно вырастают сильно медленнее, чем перерабатываются в газетную бумагу и из них можно было бы сделать еще много полезных вещей.
Несмотря на то, что часть информационной нагрузки берет на себя интернет, количество газет в мире никак не сокращается. И переработка во вторичную бумагу тоже требует затрат. На этом фоне молодые голландские дизайнеры из проекта NewspaperWood предложили свое решение: превратить бесполезную бумагу в новый материал.
Его так и назвали – «газетное дерево». Процесс переработки довольно прост: газеты складываются в стопку, пропитываются специальным полимером и отправляются под пресс. Получается материал, похожий по своим свойствам на древесину, а спрессованные страницы усиливают сходство со слоями настоящего дерева, особенно если «бревно» правильно нарезать. Это дешевле и по деньгам, и по затратам энергии, воды и труда, чем переработка вторичной бумаги.
Из «газетного дерева» можно, как и из настоящего, нарезать бруски, доски и шпон, чтобы делать из них мебель, напольное и настенное покрытие, оконные рамы и двери. Плюс, в процессе формовки ему можно придать практически любую «гнутую» форму. «Газетное дерево» не гниет, не разбухает от влажности, не по зубам разным древоточцам и красиво выглядит. Так что, возможно, в скором будущем фраза «стены из газеты» при описании жилья будет звучать не так уж плохо.