«Добро пожаловать в Тольятти: город строителей, химиков, автостроителей и…речников!»
Возможно именно так, можно было-бы встречать гостей города, если бы история Тольяттинского судоремонтного завода продолжала движение по спирали развития. Неожиданно, но вполне резонно, ремонт судов можно смело ставить в ряд прежних «градообразующих отраслей».
Реки – издревле являлись транспортными артериями, период их использования ограничен, зато, они не требуют ухода. По Волге, в Ставрополь пребывали люди, по ней же собранное урожай зерновых расходился по стране.
Спираль истории вовлекла в развитие и средневолжское захолустье.
В 1944 в Нижнем-Санчелеево был создан Ставропольский моторно-ремонтный завод, который затем был преобразован в Ставропольские межрайонные мастерские капитального строительства. Предприятие, которое считается отправной точкой появления Тольяттинского судоремонтного завода. С судами, оно ещё дел не имело – чинило сельхозхозяйственную технику окружавших город колхозов. В 1950 трактора и сеялки сменились тяжёлой техникой Куйбышевгодростроя, а мастерские стали заводом - Левобережным ремонтно-механическим. Именно в это время на горизонте забрезжило корабельное будущее ЛРМЗ.
Параллельно с завершение работ по созданию Гидроэлектростанции, в Министерстве речного флота РСФСР начались работы по строительству порта и завода в Ставрополе. Для дальнейшего развития, площадку, расположенную в районе межшлюзового бьефа площадью более 10 гектар и связанную с железнодорожной станцией Жигулёвское море, забронировали под строительство одной из баз Волжского объединённого речного пароходства.
С конца 50-х, завод начал активно производить продукцию: земснаряды для малых рек, опоры электропередач и солеперегружатели. Вслед за промышленностью, в посёлок приходит и образование – в 1961, здесь открывают филиал Куйбышевского речного техникума. Ещё через 4 года, заводу поручают первый заказ на экспорт – ремонт двигателей для кораблей речного флота Венгерской народной республики.
Как и положено в социалистическом государстве, предприятие создавало, содержало, развивало и давало в пользование своим работникам (коих на пике развития было почти 1000) социальную инфраструктуру. В данном случае это жилые жома, детские сады санаторий «Зелёный берег».
В 1968 речники получают новое задание. В связи с перекрытием Волги в районе Балаково следовало организовать в бъефе зимовку 243 судов (вместо прежних 150). Справились речники и с организации транспортного пути «Тольятти – Турин», по которому караванами доставляли на площадку будущего автогиганта необходимое оборудование.
Укрепляя связь с рекой, в 1971 завершается строительство пассажирского речного вокзала и гостиницы на комсомольской набережной. В 1972 флот завода имеет в своём составе более 180 кораблей, ведущих работу на озёрах, водохранилищах и реках Волжско-Камского и Северо-Западного бассейнов (с правом выхода в Финский и Таганрогский заливы). В 1973 продолжается развитие производства – начинается производство насосных станций для рисоводческих хозяйств.
У центрального входа на завод, в сентябре 1983, в день празднования 25-летия предприятия, был установлена памятная стела со шхуной Колумба (как символом первопроходцев и экологов).
С наступлением Новых светлых времён, система речного флота начала растворятся в волжской воде. В 1992, при существующей недозагруженности предприятия в навигационный период тольяттинские теплоходы «Сормовский 3051» и 3052 были отправлены пароходством на ремонт в Польшу, а «Дружба народов» и «Ленинский комсомол» - в сицилийский порт Аугусто. Предприятие буквально начало распадаться на части: на базе цехов, открывались заменявшие друг друга АО, ЗАО и ООО. От единого производственного пространства остались разрозненные крохи: Судо-Волга…Средне-Волжская судоходная компания…Тольяттинский судоремонтный и Механические заводы…Волгадизельремонт…Салон-Эстер. Однако нельзя сказать, что попытки сохранить хоть-какое-то производство не предпринимались. В 1995 прорабатывался вопрос сборки автобусов «ЛиАЗ», переоборудование имевшихся в муниципальной собственности автобусов «Икарус». Начинаниям не суждено было реализоваться.
Ориентированный под конкретные задачи и объёмы, завод, не может чувствовать себя хорошо, при мало объёме судов, ремонт которых он должен мог проводить.
Сейчас, лишь фотографии от Аэросъёмки, это поверхностное описание и ваша фантазия могут помочь представить истинные объёмы некогда крупного предприятия.