Найти в Дзене
Jer Me

Башкиры. Восстание 1755-1756 гг. Восстание Батырши.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

После восстания башкир в 1735-1740 гг., русское правительство, с трудом его подавившее, воспользовалось сломленностью башкирского народа. Угроза истребления и вырезания башкирского народа нависла слишком близко, поэтому башкиры в ужасе были вынуждены замолчать.

Правительство Российской империи начинает вводить новые налоги, расхищать земли и запрещать многое из того, что было их правом многие века.

Начинается все с запрета башкирам добывать соль, то есть теперь они вынуждены были покупать соль по завышенной цене. По Указу сената от 16 марта 1754 ясак был заменен покупкой соли из казны, что привело к увеличению налога в 5-6 раз.

Отныне башкирам также запрещалось иметь дома огнестрельное оружие. Если обнаруживалось такое, то его лошади конфисковались в пользу доносчика. Таким образом, правительство закрывает все кузницы в башкирских землях.

На башкирской земле вновь разворачивается насильственная христианизация. Правительство России также пытается превратить башкир в крепостных крестьян.

Помимо этого, появляется запрет на выезд башкир из села без специального разрешения. На протяжении 15 лет башкиры живут под феодальным гнетом. К тому же, память о жестоком истреблении народа стала кровоточащей раной для башкир.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Аликаш Суюндуков, Бикбулат Аркаев, Джилан Иткул, Исмагил Аиткулов, Кучукбай, мулла Худайберда, Чурагул Минлибаев и др. начинают собирать движение против произвола и колониальной политики Российской империи.

В 1754 году башкиры из Бурзянской волости выступают инициаторами, позже к ним присоединяются башкиры юго-восточных волостей Ногайской дороги. Далее устанавливаются связи с башкирами из Осинской, Сибирской и Казанской дорог, а также с казахами из Среднего Жуза.

После этих приготовлений, предводители башкирского движения обращаются к Габдулле Галиеву(публицист, мулла), прозванному в народе Батырша, с предложением участвовать в подготовке восстания.

Габдулла Галиев обращается к башкирскому народу. После перечисления всех несправедливостей, он призывал всех башкир и мусульман под русским подданством к "священной войне".

Так, общими усилиями подготовка к восстанию практически была завершена. Башкиры намечают началом восстания 3 июля 1755 года.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Однако, восстание начинается стихийно с 15 мая 1755 года в Бурзянской волости Ногайской дороги. Там начальника горно-изыскательных работ Е.Е. Брагина, прославленного у башкир своим насилием и жестокостью, убивают. С ним расправляются Джилан Иткул и Худайберда-мулла.

После расправы с Брагиным, из Оренбурга прибывают правительственные войска, которые начинают массовые аресты. Предводители вместе с оставшимися башкирами уходят в казахские степи.

Русские правители заменяют башкирских старшин на мишарей(татары-мишари из Поволжья и Приуралья). Основывается новый опорный пункт правительства - Зилаирская крепость.

Эти действия не привели к полному подавлению начавшегося было восстания. Так, в августе восстание снова разгорается в Бурзянской волости Ногайской дороги.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Башкиры уничтожили Покровский завод, разорили Ташлинский рудник, Авзяно-Петровские заводы, Вознесенский (Иргизлинский) завод, Преображенский завод, почтовые ямы, убивают нескольких старшин.

Башкиры Гайнинской волости Осинской дороги вступают в ряды восставших под руководством Чурагула Минлибаева, Акбаша Андрюшева, Мустая Теребердина.

14 августа оренбургский губернатор Неплюев обращается к башкирам с призывом прекратить восстание и прийти с повинной. Но, 27-28 августа башкиры Осинской дороги во главе с Мустаем и Акбашем убивают старшин, начинают активную подготовку к противостоянию.

Получив тревожные вести с Ногайской дороги, Неплюев отправляет в сенат срочное донесение о начавшемся восстании. В небольшой промежуток времени восстание охватило уже много волостей: Усерганскую, Тангаурскую, Чакмин-Кипчакскую и другие. Во многих местах организуются самостоятельные отряды.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Один из таких отрядов под руководством старшин Салтыкова и Тияумбета разрушил медеплавильный завод Шувалова А. И. На защиту завода был выслан отряд под начальством капитана Шкопского, но башкиры окружили его в горном ущелье, замкнули выход, и отряд был весь уничтожен. Восставшие нападали на крепости, заводы, уничтожали русские селения.

Однако, один из восставших - Тухтамыш Ижбулатов, - переходит на сторону правительственных войск. Это привело к разобщению среди восставших башкир. К тому же, один из главных идеологов восстания - Батырша, - не решился к выступлению.

В это время, в распоряжении Неплюева было войско с численностью 24 000 человек. Вглубь башкирских земель отправляются Московский, Троицкий и Ревельский полки, 1000 донских казаков, 1000 яицких казаков и 1000 калмыков.

Неплюев, посчитав, что этого недостаточно, просит прислать ему еще войско. В ответ туда направлены были еще Астраханский, Владимирский и Азовский полки.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Российское правительство начинает опасаться, что к башкирам могут присоединиться соседние народы из татар и калмыков. В виду этого, правительство направляет туда еще 5 полков.

Таким образом, вся территория Башкортостана была оцеплена войсками русского правительства. А с Дона правительство направило подкрепление из 2000 донских казаков.

Непосредственными помощниками Неплюева были назначены чиновники - Иван Салтыков и Федор Ушаков. Им дается указание любыми методами подавить восстание. В результате многие села на башкирской земле были сожжены и разгромлены, а восставших башкир было убито тысячи.

1 сентября императрица Елизавета Петровна обращается с призывом к башкирам сложить оружия. С 26 сентября последовали манифесты от императрицы с объявлением об уступках служилым и ясашным мурзам и татарам. Помимо этого, она обещает за голову Батырши 1000 рублей и ценные подарки.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

В частности, это было обращение и к восставшим, которым взамен признания повинности предлагалось прощение, а представителям других народов, которые выступили бы против башкир - башкирские земли, разрешение постройки мечетей на землях башкир, снятие недоимок.

За участие в подавлении восстания татарам было обещано, что все разграбленное и пленных башкир они смогут оставить у себя. По данным П.И. Кёппена(русский ученый немецкого происхождения), численность казанских татар, участвовавших в подавлении восстания башкир, была около 5000 человек.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Итак, весь Башкортостан был окружен правительственными войсками, а внутри находились всего лишь 50 000 восставших башкир. Ситуация была ужасной, но не безвыходной.

Еще в ходе подготовки восстания, башкиры договорились с казахами из Среднего Жуза, что они в случае поражения их примут у себя. Так, 50 000 башкир вместе с семьями бежали в казахские степи.

Однако, российское правительство смогло убедить казахов выдать им башкир за вознаграждение. В итоге, вернулись оттуда не более 12-15 тысяч башкир.

Несмотря на серьезный отток бежавших башкир, на территории Ногайской дороги по прежнему велись бои вплоть до весны 1756 года.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Отряд Батырши провел сражение с мусульманами, которые были верны российскому правительству. Его войско было разбито, а его самого поймали в 1756 году в деревне Азяково(Бураевский район РБ).

В ходе всего восстания были убиты тысячи башкир, сожжены и разгромлены сотни деревень, многие участники восстания были сосланы на каторгу в Рогервик, отправлены служить в солдаты и матросы.

Несмотря на общее поражение восстания, закончившееся очередным истреблением народа, башкирам были возвращены их вотччиные права на земли. Также, российское правительство отказалось от дальнейшей христианизации и запретило самовольный захват башкирских земель.