Уильям Шекспир — это имя много говорит для классической мировой литературы. Творчество этого человека можно считать настоящим серебряным и хорошо отполированным зеркалом эпохи противоречий, идей, принципов, не всегда нам ясных без контекста, но сейчас мы попытаемся вас им снабдить.
Для лучшего понимания предмета обсуждения начнем с краткой характеристики его библиографии. По вполне достоверным данным мы можем утверждать, что Шекспир начал свою драматургическую деятельность ок. 1590 с ряда кровавых исторических драм - трилогию «Генри VI» и «Ричард III» и трагедию мести «Тит Андроник». Стоит отметить, что для писателей этого времени характерна вера в лучшие принципы государственной жизни, даже учитывая жестокую борьбу между феодалами, как неотъемлемый элемент сюжета. Так же в этот период появились и первые его грубые и комичные пьесы «Комедия ошибок» и «Укрощение строптивой». В целом Шекспир никогда не отказывался от создания некоторой клоунады, но в 1593-1594 настроение изменилось и комедии «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь», «Виндзорские насмешницы» отличаются тонким юмором и авантюрно-приключенческим мотивом. Единственной трагедией этих лет (1595 г.) становится лиричная пьеса «Ромео и Джульетта», но не безысходная по сюжету, даже здесь гуманность торжествует и враждующие семейства Монтекки и Капулетти примеряются после гибели своих детей. Первые признаки нового перелома в творчестве Шекспира появились на рубеже XVI-XVII столетий. Явно ощущаться это стало в полуисторической трагедии «Юлий Цезарь» (1599 г.), истинный герой которой не знаменитый полководец, разрушивший республику, а Брут-заклятый враг тирании. Марк Антоний, союзник Цезаря, демагогическими речами обманывает народ, римляне изгоняют Брута, кончившего после жизнь самоубийством не в силах этого вынести. Весь трагизм заключается в том, что народ, а именно он играет решающую роль, не смог понять, кто является его истинными, а кто мнимыми друзьями. Шекспир вместе с другими представителями нового мировоззрения верил в победу лучших начал над злом, но их поколению (как и каждому в истории) пришлось убедиться, что иной раз жизнь идет другим путем. Именно на этой почве был создан шедевр Шекспира «Гамлет». Таким образом три века развития европейского гуманизма не смогли победить феодально-монархические несправедливости и всеразрушающую силу золота.
К распространению гуманистической философии на английской земле призывали многие, в том числе и Томас Мор, но Уильям Шекспир занимался, прежде всего, глубокой и наглядной интерпретацией её идей, но также и очертил ей исторические границы (впрочем, гуманизму не стоило больших усилий их перейти). В пьесах и сонетах мы с легкостью находим концепцию мира близкую гуманистам, где главные ценности — это честь и достоинство человека, его личность и идея любви, как универсума, связывающего миры людские и природные. Шекспир уделял много внимания идеи достижения гармонии в мире с помощью великих и безграничных человеческих сил. Явно был оптимистом, но не слепым, и с таким же усердием отражал ограниченность гуманистических взглядов.
Мы назвали Шекспира зеркалом эпохи не для красивого словца в начале, а потому что именно он отразил мировоззрение своей эпохи во всем его многообразии. Важно понимать, что оно формировалась на принципах средневековой теологии (о чем мы говорили в статье «ГУМАНИЗМ В ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ»), где преобладала доктрина божественного установления, согласно которой Бог предопределил каждому своему созданию место в иерархической цепи бытия. Если кратко иллюстрировать её, то она приобретает такой вид (от наинизшего, к наивысшему): элементы материи-земля, вода, камни, огонь и др, растения-которым свойственны признаки жизни, животные-которым свойственны еще и чувства, человек, обладающий разумом и душой, в небесном мире тоже существует своя иерархия, но наивысшим звеном для всех цепей является Бог, высшее творческое и интеллигибельное начало. И в своих произведениях Шекспир четко отражает эту парадигму, например в пьесе «Троил и Крессида»:
«О, стоит лишь нарушить сей порядок,
Основу и опору бытия, —
Смятение, как страшная болезнь,
Охватит все, и все пойдет вразброд,
Утратив смысл и меру...
Забыв почтенье, мы ослабим струны —
И сразу дисгармония возникнет.»
А что тогда у Шекспира от гуманистов, противостоящих средневековью? Ведь они отводили человеку место, где он оказывался не просто одним из звеньев в великой цепи бытия, но центром, средоточием Вселенной. Шекспир находит свою золотую середину в трактате итальянского философа Пико-делла-Мирандола «О достоинстве человека», который был написан в 1486 году, где человек сам является творцом, мастером своего собственного образа. И тогда Гамлет говорит, как Пико-делла-Мирандола:
«Что за мастерское создание — человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!».
Но при этом у Шекспира человек волен опускаться и до уровня животного, потакая своим низменным желаниям. В общем и целом, раз уж речь зашла о «Гамлете», то важно сказать, что главный мотив трагедии состоит в конфликте гуманистического идеала и действительности, выражающийся в старом и новом короле. Тот «человеком был», а этот — король-злодей, убийца. Гамлет говорит «вывихнутый век», обзывая свою действительность, но в такой же живут персонажи пьес «Король Лир» и «Макбет». Они все ощущают на себе мир, где царствует хаос, а не согласие. Так отражается духовный кризис гуманизма и предчувствие наступления новой эпохи барокко, с присущими ей контрастами красоты и уродства, гармонии и дисгармонии.
Провозглашение гуманистических принципов, оптимистическая вера в высокое призвание человека и ощущение идейного кризиса — вот как выглядит мир движения и борьбы Шекспира, отражающий реальный пульс его времени. В этом зеркале отражаются как достоинства ренессансного гуманизма, так и его слабости.