Автоматом, который перелистнул страницу всей автоматизированной торговли стал, изобретенный в США, в первый год после окончания Второй мировой войны, аппарат продающий кофе.
Самого понятия кофе-брейка ещё не существовало, но общество уже было к нему готово, поэтому кофейные автоматы стали появляться буквально повсюду – от офисов до производств. Изначально такие автоматы готовили только растворимое кофе, столь любимое американцами в любое время суток.
Лишь спустя, почти 40 лет, в 1984 году появились первые аппараты, оборудованные кофемолкой, а в 1991 году кофейные автоматы стали предлагать сразу несколько вариаций и молотого и растворимого кофейного напитка. Но более качественное зерновое кофе в вендинговых аппаратах полноценно появилось только в 21 веке.
До становления крупных вендинговых компаний, самой яркой историей отечественного вендинга оставались аппараты по продаже газировки из 60-ых.
В 70-е годы в СССР в автоматах продавалось недорогое пиво, в гастрономах – подсолнечное масло. В тоже время существовали редкие представители рынка вендинг-услуг: машины по чистке обуви или распылители одеколона. Существовали в единичных экземплярах автоматы по продаже книг, горячих сосисок и даже флаконов дорогих духов.
Но вендинг, изолированный от западного прогресса не развивался, оставаясь подконтрольным государству вплоть до развала советского союза. В 90-е с приходом западных гигантов, россиянам полюбились зарубежные аппараты с импортной газировкой и недорогим кофе.
Автоматизированная торговля после появления первого кофейника сделала ещё один важнейший скачок – в 60-е аппараты наконец научились принимать купюры, а в середине 80-ых появилась возможность оплаты пластиковой банковской картой.
После появления альтернативных способов оплаты, мировой вендинг стал развиваться более обособленно через различных крупных игроков отрасли. Так к примеру, российский вендинг-оператор «Uvenco» заявивший о себе в 2007 году, помог отечественной отрасли автоматизированной торговли преодолеть многолетний технологический разрыв с западным оборудованием и подходом к индивидуальным потребностям клиента. На базе собственного завода по производству высокотехнологичного вендингового оборудования компания расширила свою географию за 15 лет до 70 городов России и выйдя на европейский рынок поставщиков оборудования, сформировав крупнейшую сервисную базу и создав поле для конкурентного роста зарождающегося рынка отечественных вендинговых компаний. Благодаря усилиям компании в России удалось сформировать своё законодательство в сфере вендинга, что позволило включиться в мировое сообщество государств с развитой автоматизированной торговлей.
Аппараты по всему миру в начале 21 века стали оборудовать экранами, постепенно превращая их в полноценные компьютеры, которые можно настраивать на проведение рекламных акций и более комфортные продажи. Ведущие игроки рынка пользуются мобильными приложениями, формируя сообщества своих потребителей, выбирающих конкретную вендинг компанию.
Современные аппараты стали намного умнее - они могут смешать вам блюдо, коктейль, даже написать небольшой текст или нарисовать картинку. На сегодняшний день сложно представить себе более-менее оживленное место без кофейного автомата. Их расставляют в холлах торговых и офисных центров, учебных заведениях, больницах, метро, да в буквальном смысле везде.
Лучшие технологии, появляющиеся на рынке, тут же берутся на вооружения самых крупных игроков индустрии. Лазеры, считывающие пробитие товаров, камеры и датчики, позволяющие следить за автоматом и даже составлять демографический портрет конечного потребителя – всё это доступно уже не только в крупных городах, но всё в более обособленных населённых пунктах.
В настоящее время более двадцати пяти миллионов торговых вендинговых автоматов обслуживают покупателей по всему миру. По количеству лидируют Япония и США. По данным министерства труда США один торговый автомат приносит своему владельцу в среднем 58 долларов в час. В Европе установлено более 4,5 млн. торговых автоматов. Чем обусловлено стремительное развитие вендинга по всему миру? Средний период окупаемости вендингового автомата 12 месяцев, а срок службы до 15-20 лет. Принося 100-500% прибыли годовых с вложенных средств, торговые автоматы за свой срок службы окупают себя 30-40 раз.
На этом история вендинга не заканчивается, а только начинается, потому что автоматизация торговых процессов в современном обществе - одна из приоритетных задач, на решение которой тратится много времени и средств. И вполне возможно, что в скором времени процесс покупок в магазине сможет обойтись вообще без человеческого контроля.
Надеюсь вам понравилась наша краткая «История мирового вендинга». Оставайтесь с нами и пишите новую историю вместе с Колумбом российского вендинга – «исторической» компанией «Uvenco»!