Знаете ли вы, что советский писатель Валентин Пикуль, историческими произведениями которого люди зачитываются до сих пор, имел всего 5 классов формального образования? Как так получилось?
«Морская косточка»
Ленинградский мальчик Валя с детства мечтал стать моряком. Быть может, потому что на Адмиралтейских верфях работал его отец. А потом и вовсе семья переехала вслед за отцом-инженером в Северодвинск, тогда он назывался Молотовск. Все свободное время Валя проводил в местном Доме пионеров, занимаясь в кружке «Юный моряк».
Весной 41, успешно сдав экзамены за 5 класс, мальчик с мамой поехал на каникулы в Ленинград – к бабушке с дедушкой. Там застали их война и блокада.
Как и все в Ленинграде…
Воспоминания Валентина Пикуля о первой блокадной зиме мало чем отличаются от сотни подобных свидетельств – судьба у всех была общая. Варили в котелке «чай» из земли, собранной с пожарища Бадаевских складов, ели все, что можно было разжевать, стояли в очереди за блокадным хлебом, наблюдая порой страшные картины потери отчаявшимися людьми человеческого облика:
Какой-то мужчина вдруг схватил с весов чужую пайку и стал судорожно ее поедать… Поднялся крик, плач, вора стали бить, но вырвать у него хлеб не смогли…. Запихивая в рот последние кусочки, он упал, и умер мгновенно…
Однажды бомба попала в дом, где жили Валя с мамой. Пивная на первом этаже была разрушена, и квартира Пикулей повисла на перекрытиях. Перебрались в коммунальную квартиру бабушки… Пикуль писал:
Моя жизнь ничем не отличалась от жизни всех детей Ленинграда. Я голодал, мерз, совал в бочки с водой шипящие «зажигалки», еще не понимая детским своим умом, что все, нами переживаемое – уже история…
Как и все блокадники, Валентин Пикуль на всю жизнь сохранил трепетное отношение к хлебу. Его жена вспоминала:
Валя всегда ругал меня, если я небрежно обращалась с хлебом. Говорил: «Не клади так хлеб! Примета есть – хлеба в доме не будет… Страшнее этого ничего нет…»
Его бабушка, дедушка, двоюродный брат не пережили блокадную зиму. А им с мамой повезло. Весной их вывезли по Дороге жизни. Медалью «За оборону Ленинграда» за номером 11684 Валентин Пикуль гордился больше, чем всеми своими наградами вместе взятыми….
Школа юнг
Доехали до Архангельска. Отец к тому времени был на фронте. Он погибнет в Сталинграде, о чем семье доведется узнать позже. Валентин записался в только что образованную школу юнг. Вот как он описывает это событие:
Я, слабый совсем, цинга у меня еще была после блокады, бреду по улице и вдруг вижу: идут куда-то ребята, может, чуть старше меня, матросы их сопровождают. Спросил – говорят, в юнги набор идет. Я бросился домой, схватил свои «труды по морскому делу» и вскоре уже стоял у ворот морского экипажа. Ни путевки комсомола у меня не было, ни предварительный набор не проходил. Маленький, истощенный от дистрофии, только что 14 исполнилось. Но смелось берет города! Показал «сочинения», скороговоркой перечислил 32 названия румбов картушки компаса, и случилось чудо – меня зачислили! Я этот день считаю днем своего, так сказать, гражданского рождения.
Прежде, чем приступить к занятиям, юнги строили свою школу на Соловках: валили лес, строили дома… Все это писано в повести «Мальчики с бантиками»… Несмотря на отставание в общих знаниях, Валентин окончил школу отличником, ему представили право выбора места службы. Он выбрал место рулевого-сигнальщика на эсминце «Грозный».
Юнга военного времени
Честно говоря, таланта рулевого у Пикуля не оказалось… А вот гирокомпасы завладели его вниманием полностью. Заметив, что юнга буквально днюет и ночует на гиропосте, проводя там все свободное время, ему стали поручать вахты там. Так что Валентин Пикуль был едва ли не единственным юнгой Северного флота, исполнявшего роль командира боевого поста и штурманского электрика. Он получил медаль «За оборону Заполярья», но до матроса так и не дослужился, демобилизовался юнгой:
Часто у меня спрашивают, не жаль ли мне, что юность прошла не с учебниками, а с корабельным штурвалом в руках? Нисколько! Мудрость учебников не идет в сравнение со знанием и опытом, что я получил тогда. И вообще – это самое «красивое» время моей жизни… Ведь не один я считаю самыми главными событиями жизни те, что были трудными, невыносимыми, полными испытаний и преодолений. Так вспоминает войну наше поколение…
Он поступил в Ленинградское морское училище, но точные науки ему не давались, знаний не хватало, да и фокус интересов сместился. Валентин все больше увлекался литературным трудом. После 1946 он сосредоточился на этом.
Писательская судьба Пикуля складывалась непросто: власти его сильно не «ласкали», да и коллеги-писатели относились неоднозначно к «самозванцу»… Но время все расставило на свои места. Ведь правда?
P.S УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ, ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ДЗЕН ОТКЛЮЧИЛ МОНЕТИЗАЦИЮ. БУДУ ОЧЕНЬ РАД, ЕСЛИ ВЫ ПОСТАВИТЕ ЛАЙК И НАПИШИТЕ КОММЕНТАРИЙ) СПАСИБО, ЧТО ЧИТАЕТЕ МОЙ КАНАЛ)