Найти в Дзене

"Варили суп из земли и берегли каждую хлебную крошку". Тяжелое детство Валентина Пикуля в блокадном Ленинграде и служба на флоте

Оглавление

Знаете ли вы, что советский писатель Валентин Пикуль, историческими произведениями которого люди зачитываются до сих пор, имел всего 5 классов формального образования? Как так получилось?

«Морская косточка»

Ленинградский мальчик Валя с детства мечтал стать моряком. Быть может, потому что на Адмиралтейских верфях работал его отец. А потом и вовсе семья переехала вслед за отцом-инженером в Северодвинск, тогда он назывался Молотовск. Все свободное время Валя проводил в местном Доме пионеров, занимаясь в кружке «Юный моряк».

Весной 41, успешно сдав экзамены за 5 класс, мальчик с мамой поехал на каникулы в Ленинград – к бабушке с дедушкой. Там застали их война и блокада.

Как и все в Ленинграде…

Воспоминания Валентина Пикуля о первой блокадной зиме мало чем отличаются от сотни подобных свидетельств – судьба у всех была общая. Варили в котелке «чай» из земли, собранной с пожарища Бадаевских складов, ели все, что можно было разжевать, стояли в очереди за блокадным хлебом, наблюдая порой страшные картины потери отчаявшимися людьми человеческого облика:

-2
Какой-то мужчина вдруг схватил с весов чужую пайку и стал судорожно ее поедать… Поднялся крик, плач, вора стали бить, но вырвать у него хлеб не смогли…. Запихивая в рот последние кусочки, он упал, и умер мгновенно…

Однажды бомба попала в дом, где жили Валя с мамой. Пивная на первом этаже была разрушена, и квартира Пикулей повисла на перекрытиях. Перебрались в коммунальную квартиру бабушки… Пикуль писал:

Моя жизнь ничем не отличалась от жизни всех детей Ленинграда. Я голодал, мерз, совал в бочки с водой шипящие «зажигалки», еще не понимая детским своим умом, что все, нами переживаемое – уже история…

Как и все блокадники, Валентин Пикуль на всю жизнь сохранил трепетное отношение к хлебу. Его жена вспоминала:

Валя всегда ругал меня, если я небрежно обращалась с хлебом. Говорил: «Не клади так хлеб! Примета есть – хлеба в доме не будет… Страшнее этого ничего нет…»

Его бабушка, дедушка, двоюродный брат не пережили блокадную зиму. А им с мамой повезло. Весной их вывезли по Дороге жизни. Медалью «За оборону Ленинграда» за номером 11684 Валентин Пикуль гордился больше, чем всеми своими наградами вместе взятыми….

-3

Школа юнг

Доехали до Архангельска. Отец к тому времени был на фронте. Он погибнет в Сталинграде, о чем семье доведется узнать позже. Валентин записался в только что образованную школу юнг. Вот как он описывает это событие:

Я, слабый совсем, цинга у меня еще была после блокады, бреду по улице и вдруг вижу: идут куда-то ребята, может, чуть старше меня, матросы их сопровождают. Спросил – говорят, в юнги набор идет. Я бросился домой, схватил свои «труды по морскому делу» и вскоре уже стоял у ворот морского экипажа. Ни путевки комсомола у меня не было, ни предварительный набор не проходил. Маленький, истощенный от дистрофии, только что 14 исполнилось. Но смелось берет города! Показал «сочинения», скороговоркой перечислил 32 названия румбов картушки компаса, и случилось чудо – меня зачислили! Я этот день считаю днем своего, так сказать, гражданского рождения.

Прежде, чем приступить к занятиям, юнги строили свою школу на Соловках: валили лес, строили дома… Все это писано в повести «Мальчики с бантиками»… Несмотря на отставание в общих знаниях, Валентин окончил школу отличником, ему представили право выбора места службы. Он выбрал место рулевого-сигнальщика на эсминце «Грозный».

Юнга военного времени

Честно говоря, таланта рулевого у Пикуля не оказалось… А вот гирокомпасы завладели его вниманием полностью. Заметив, что юнга буквально днюет и ночует на гиропосте, проводя там все свободное время, ему стали поручать вахты там. Так что Валентин Пикуль был едва ли не единственным юнгой Северного флота, исполнявшего роль командира боевого поста и штурманского электрика. Он получил медаль «За оборону Заполярья», но до матроса так и не дослужился, демобилизовался юнгой:

-4
Часто у меня спрашивают, не жаль ли мне, что юность прошла не с учебниками, а с корабельным штурвалом в руках? Нисколько! Мудрость учебников не идет в сравнение со знанием и опытом, что я получил тогда. И вообще – это самое «красивое» время моей жизни… Ведь не один я считаю самыми главными событиями жизни те, что были трудными, невыносимыми, полными испытаний и преодолений. Так вспоминает войну наше поколение…

Он поступил в Ленинградское морское училище, но точные науки ему не давались, знаний не хватало, да и фокус интересов сместился. Валентин все больше увлекался литературным трудом. После 1946 он сосредоточился на этом.

Писательская судьба Пикуля складывалась непросто: власти его сильно не «ласкали», да и коллеги-писатели относились неоднозначно к «самозванцу»… Но время все расставило на свои места. Ведь правда?

P.S УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ, ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ДЗЕН ОТКЛЮЧИЛ МОНЕТИЗАЦИЮ. БУДУ ОЧЕНЬ РАД, ЕСЛИ ВЫ ПОСТАВИТЕ ЛАЙК И НАПИШИТЕ КОММЕНТАРИЙ) СПАСИБО, ЧТО ЧИТАЕТЕ МОЙ КАНАЛ)