Баку исторически, или если хотите ментально, настроен на прием гостей.
Стоящий на перепутье дорог, на единственном на тысячи километров проходе с Севера на Юг, он испокон веков привечал чужестранцев.
Их конечно было не очень много — торговцы, путешественники, дипломаты, искатели приключений... арабы, индусы, персы, тюрки, славяне, европейцы... даже викинги и римляне похоже бывали.
Все они вносили свою частичку в местный колорит. Пусть и микроскопическую. Важнее то, что за многие столетия, бакинцы привыкли не делить людей по их принадлежности: расовой, национальной, религиозной или государственной — каждый вошедший с добрыми намерениями за городские стены был дорогим гостем.
Картина поменялась в начале 19 века, когда Бакинское ханство вошло в состав Российской империи. Причем по двум параметрам:
- Наплыв со стороны многократно увеличился, периодически достигая пиковых волн.
- Гости стали не проходными, а оседлыми, сами со временем становились бакинцами.
Волны
Первая волна, ее можно назвать "русской", началась в 1806 году, когда Баку стал центром Бакинской провинции Российской Империи и в нем появился гарнизон с новой администрацией. Она была небольшая, но учитывая, что население города не превышало 5 тыс. человек — существенная.
После 1813 года, когда Персия отказалась от своих претензий на ханство (Гюлистанский мирный договор), Баку стали осваивать купцы и торговцы. В основном армяне, купцы из Астрахани, а торговцы из Тифлиса. Для черновой работы, они привлекали переселяемых из Ирана соплеменников.
Впервые в городе, где 99% составляло мусульманское население, появляются представители других религий.
В отличие от народов Северного Кавказа, которые не воспринимали иноземцев, поэтому Империи приходилось вытеснять их из низменных районов в горы, азербайджанцы нормально восприняли гостей.
Через 50 лет, к началу следующей волны, бакинские христиане не только росли в численности параллельно с мусульманами, но и имели уже 5 церквей — 4 православные и 1 армянскую.
К этому времени, уже почти 20 % населения Баку были пришлыми.
"Пришлыми", потому-что переселенцы первых волн не везли в город свои семьи, и не заводили их на месте. То есть воспринимали уездную столицу, как временное место службы или заработка.
Прирост осуществлялся за счет новых прибывающих.
Вторая волна
Изменения произошли после двух событий кардинально изменивших статус Баку.
1. В 1847 году близ города впервые в мире механическим путём была пробурена нефтяная скважина, что ознаменовало новую эру в добычи нефти.
2. В 1859 году, после сильного землетрясения в Шемахе, Баку стал столицей губернии.
В городе значительно разросся государственный аппарат, сформирован солидный гарнизон, расквартировавшийся в резиденции бакинского хана.
С другой стороны, вокруг города стали вырастать заводы и открываться промыслы.
В Баку хлынул служивый люд и специалисты разного уровня — инженеры, технологи, рабочие. В основном русские.
Чины селилась в городе, а 90% остальных переселенцев в создаваемых пригородных поселках.
К началу 1860-х годов проблема перенаселения Баку становится очевидной и город выходит за пределы крепостных стен. В 1864 году, создается первый градостроительный проект города Баку.
Наступает новая эпоха столицы.
Третья
Наряду с непрекращающимся ростом нефтяного производства и связанным с ним притоком специалистов, у новой волны свои особенности:
- В Баку начинают открываться конторы известных торговых, финансовых, промышленных компаний. Не только российских, но и международных. Приходят Ротшильды, Сименсы, Нобели и другие.
За ними устремляются европейцы, работающие на элиту общества: юристы, модные портные, владельцы увеселительных заведений и прочие. - Растущий город требует большое количество обслуживающего персонала, от дворников и извозчиков до официантов и гостиничных портье.
Местное население, которое еще живет старыми традициями, на такую работу не идут, предпочитая, например, более сложную и низкооплачиваемую работу в порту или на промыслах, поэтому пополнение происходит за счет приезжих.
Тут включается и внутризакавказская миграция. Сферу уборщиков улиц и извозчиков захватывают молокане, а в гостиницах и кафе работают тифлисские и "персидские" армяне. - К 1870-му году, азербайджанцы все еще владеют 54% промыслов, но даже они предпочитают приглашать европейских специалистов. И не только на проектирование заводов. Новые миллионеры активно отстраиваются в расширяющемся городе приглашая для этого польских и немецких архитекторов.
Это эпоха начала нефтяного бума.
Четвертая
В 1878 году в городе была открыта Бакинская городская дума. В 1883 году пущена железная дорога Баку-Тбилиси. В 1899 году открыли конку, а в Бакинском порту появился паровой флот.
Баку из развивающейся провинции становится привлекательным богатым городом со всеми признаками современных европейских городов.
В него едет активная интеллигенция, ищущая новые места для приложения своих сил, в том числе, творческая, любители легкой наживы со всего мира, предприниматели средней руки, надеющиеся открыть свой бизнес.
Это последняя крупная европейская волна.
В это же время наблюдается обратная миграция, в основном среди азербайджанцев и армян. Многие из тех, кто не сумел подстроится под требования Баку новой эпохи, отправились обратно в свои селения.
В основном это касалось сферы обслуживания и знания русского языка.
За 100 лет, население Баку увеличилось в 25 раз, составив более 110 тыс. человек.
Впереди был период самого активного роста населения города. Единственный, когда количество русского населения, на короткое время превзошло, азербайджанское. Но это уже во второй части статьи.
(Продолжение следует...)