1980-е годы, Бопорт, Квебек. Пьер Реом идет на местный каток со своим ребенком, чтобы тренировать юниорскую хоккейную команду. Ребенок надевает кепку пониже, скрывая свои черты, когда они надевают маску и щитки, скоро он будет готов защищать ворота.
Мало кто знал, почему такая секретность окружала вратаря, который выходил на лед уже в маске. Те, кто это знал, понимали необходимость такой конспирологии. Правила лиги не позволяли этому ребенку играть, это была лига для мальчиков, а дочь Пьера Манон хотела играть в хоккей любой ценой.
Родившаяся в 1972 году в Бопорте, Квебек, в семье Пьера и Николь, Манон Реом увлекалась хоккеем с пяти лет, когда ее братья просили ее (не думаю, что у нее был большой выбор) играть в воротах, пока они упражнялись в бросках. “Если я хотела играть с ними, я должна была встать в ворота”, - сказала она в интервью Sports Illustrated в 2022 году.
Реом говорит, что те первые дни в воротах были причиной, по которой она начала играть в хоккей, и что всем, что последовало за этим, она обязана своим братьям. Вскоре после этого она начала просить своего отца, тренера местной хоккейной команды позволить ей играть.
Пьер поощрял свою дочь, но знал, что нехоженая тропа для девочки в хоккейной лиге для мальчиков будет трудной, он знал, что последуют критика и осуждение. В ожидании этого он приводил свою дочь на каток в низко надвинутой кепке и говорил ей, чтобы она не снимала маску вратаря как на льду, так и вне его.
Реом говорила о своем отце: “Мой папа сказал мне: “Люди еще не готовы видеть, как девочка играет в мужской команде. Но пусть это тебя не останавливает”. Поэтому я надевала маску перед тем, как выйти на лед. Все были просто взволнованы, увидев нового вратаря, и к тому времени, когда они поняли, что я девушка, было слишком поздно жаловаться на это”.
Конечно же, сомневающиеся стали ставить под сомнение способности Реом как вратаря. Многие ревнивые родители приходили к Пьеру и говорили ему, что их сын должен быть в воротах после его блестящего выступления на уличной подъездной дорожке.
Тренер делал им одолжение, говоря своей дочери, что в следующей игре она не будет играть. Реом рассказывает: “Другой родитель сказал ему: “Мой ребенок такой хороший. Я думаю, он должен быть вратарем”. Так что мой отец поставил его. Мы проиграли игру со счетом 13:3. После игры все остальные родители подошли к моему отцу и сказали: “Мы хотим вернуть твою дочь”. Мой папа просто знал, как сделать так, чтобы люди приняли меня. И вот так я смогла добиться того, чего добилась”.
Несогласные с Реом, казалось, только подстегивали ее и еще больше разжигали ее страсть к хоккею. Она продолжила свою юношескую карьеру и вошла в историю, когда приняла участие в квебекском международном турнире по хоккею 1984 года, став первой девушкой, выступившей за мужскую команду Charlesbourg Peewee, тем самым став первой девушкой, сыгравшей за 25-летнюю историю турнира.
При этом она присоединилась к таким легендам предыдущих турниров, как Ги Лефлер, который участвовал в соревнованиях в 1960-64 годах, и Уэйн Гретцки, которому однажды удалось забить 26 шайб в одной игре.
Реом продолжила свою школьную карьеру и с удовольствием играла в хоккей на юношеском уровне, но возможности профессионального хоккея для женщины в то время были в лучшем случае ограничены. Несмотря на то, что Канада организовывала женские хоккейные матчи еще в конце 1800-х годов, только после образования Канадской женской хоккейной лиги (CWHL) в 2007 году в Канаде появилась единая национальная хоккейная лига.
Даже после образования лиги, с 2007 по 2017 год, игроки не получали зарплату, а вместо этого оплачивали проезд, покупали экипировку и платили зарплату тренерам лиги. Новая Национальная женская хоккейная лига была запущена в 2015 году в Соединенных Штатах как первая женская лига, в которой выплачивается зарплата.
В 1990-х же годах, когда возможности Реом в женских лигах были ограничены любительским уровнем, ее мечтам о карьере хоккеиста пришел конец. Манон Реом снова пришлось разбить стеклянный потолок и пробиться наверх в мужскую хоккейную лигу, а "Труа-Ривьер Дравер" стали тем молотом, которым она его пробила.
26 ноября 1991 года. 19-летняя Реом вошла в историю во второй раз за свою короткую жизнь, выйдя на лед за "Труа-Ривьер Дравер", став первой женщиной, игравшей в Высшей юниорской хоккейной лиге Квебека.
Несмотря на то, что она участвовала только в одном матче за "Дравер", ее вклад в игру был больше, чем просто появление на поле, она показала, что девочки хотят и могут играть в хоккей. Именно Гастон Драпо заметил талант Реом и, будучи главным тренером и генеральным менеджером команды, пригласил ее в тренировочный лагерь.
“Люди так много раз говорили мне ”нет", потому что я была девушкой, что, когда кто-то дал мне шанс, я сказала: "Да, я воспользуюсь им", - сказала Реом. ”Это был шанс попробовать хоккей на более высоком уровне".
Появление Реом в тренировочном лагере, возможно, стало неожиданностью для некоторых, но не для ее младшего брата Паскаля, который в то время играл за "Дравер" и в 2003 году выиграл Кубок Стэнли с "Нью-Джерси Дэвилз".
“Для меня это было нормально”, - сказал Паскаль, ныне помощник главного тренера "Труа-Ривьер Лайонз". “Я вырос с Манон. Она играла с мальчиками с тех пор, как стала новичком в хоккее.” Манон имела третий показатель непробиваемости среди шести вратарей в лагере и заработала свой шанс сыграть в предсезонном матче против "Сен-Жан Линкс".
“Ребята были очень взволнованы в раздевалке”, - вспоминал Норман Флинн, тогдашний тренер "Львов". “Они не могли дождаться, чтобы бросить по ее воротам, чтобы посмотреть, как она будет действовать. Раздевалка была мужским местом, и парни говорили, что она ни за что не отстоит на ноль против нас”.
Несмотря на то, что она хорошо проявила себя в тренировочном лагере и хорошо выступила в предсезонке, ее отправили во вторую команду "Луисвилл Ягуарз" из Луисвилля, Квебек. А когда в сентябре того сезона вратарь основного состава Жан-Франсуа Лаббе получил травму, Реом была вызвана в качестве дублера будущего вратаря НХЛ Джоселина Тибо.
После двух игр на скамейке запасных она вышла на лед за 12:28 минут до конца 2-го периода игры против "Грэнби Бизонз" на глазах у домашней публики в 2025 человек. “У нас была действительно хорошая команда, но ”Бизоны" - не очень", - сказал Тибо, ныне генеральный менеджер "Шербрук Феникс", недавно возрожденной версии команды, ранее известной как "Труа-Ривьер Драверс".
“План состоял в том, чтобы получить преимущество, а затем выпустить Манон”. Достойного преимущества так и не получилось, и Реом была заменен в ожесточенной игре со счетом 5:5. “Это была рискованная ставка”, - сказал Габиас.
“Я нервничал. Все закончилось хорошо, но каждый раз, когда она останавливала шайбу, мы сползали на край своих кресел. Мы не хотели, чтобы ее снесло ветром”.
Ее первым испытанием стал будущий игрок НХЛ Филипп Буше, защитник с отличным броском. “Я пересек красную линию и нанес бросок, шайба попала в ее щитки и остановилась на линии ворот”, - сказал Буше. “Мы все хотели первыми забить Манон. Нам было по 17 или 18 лет. Манон была звездой в тот вечер, но мы хотели сыграть в этом свою роль”.
Реом пропустила три гола при 17 бросках, прежде чем бросок Патрика Тессье разбил ее маску и заставил ее выйти из игры с неприятным порезом над глазом. Несмотря на окончательное поражение команды, она была названа третьей звездой игры, и ее имя вошло в историю клуба.
“Я просто была очень благодарна мистеру Драпо за приглашение в лагерь”, - сказала Реом. “В ту ночь, когда он позволил мне играть, он отбросил тот факт, что я была девушкой, и посмотрел на меня как на вратаря”.
В сентябре 1992 года Реом смогла снова войти в историю, когда ее попросили сделать еще один шаг вверх, в команду НХЛ. Фил Эспозито был генеральным менеджером новой команды "Тампа-Бэй Лайтнинг".
Он попросил поговорить с Реом после игры, чтобы пригласить вратаря на их предстоящий тренировочный сбор, потому что ему “понравилось, как он играл”. Эспозито не знал, что вратарь, с которым он попросил аудиенции после игры, был женщиной, пока они не поговорили лично.
“Когда они вывели ее, я сказал: "Вы что, шутите надо мной?’ Вышла эта красивая молодая женщина, и я спросил: ”Как бы ты отнеслась к тому, чтобы приехать в тренировочный лагерь "Тампа-Бэй Лайтнинг"?" - сказал Эспозито, вспоминая их первую встречу.
Реом с благодарностью приняла предложение, настояв на том, чтобы с ней обращались как с любым другим игроком в тренировочном лагере, даже присоединившись к другим игрокам в раздевалке, как только она переоденется для тренировки.
Судя по всему, она хорошо держалась в лагере, выступая, как обычно, в меру своих способностей. Эспозито знал, что нашел нечто привлекательное и нестандартное для своей новой команды, но для Реом этот шанс значил гораздо больше.
Это был шанс стать источником вдохновения для девочек по всей Северной Америке, которые отчаянно хотели играть в хоккей, как это делали их братья.
Ее дебют состоялся в предсезонном матче против "Сент-Луис Блюз", где она отыграла один период и пропустила два гола при девяти бросках. Ее небольшого количества времени на льду было более чем достаточно, чтобы зажечь в хоккейном мире ажиотаж вокруг женщины-вратаря, позволив ей поучаствовать в нескольких национальных ТВ шоу.
Но что еще более важно, на игру пришло больше женщин, чем обычно, и Реом стала вдохновителем ряда программ по женскому хоккею в регионе. Тренер “Тампа-Бэй" Терри Крисп сказал, что был впечатлен ее способностями, и прокомментировал: "Она заслужила все, она заслужила право быть там своей игрой.
Первый бросок, когда Брендан Шэнахэн пересек синюю линию и бросил, она отбила его. Толпа обезумела”. О своем времени, проведенном в "Тампе", она сказала: “Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, насколько это было важно. Когда я была молода и меня пригласили, это произошло так быстро, и я на самом деле не осознавала, какое влияние окажу на людей, на историю, на все, когда поеду туда. Я просто решилась, потому что было потрясающе играть на самом высоком уровне. Теперь, оглядываясь назад, я вижу, что ни одна другая женщина не делала этого, и не только в хоккее, но и в четырех основных видах спорта в Америке”.
“На протяжении многих лет, когда ко мне подходит много людей и говорит, что я вдохновил их дочь или сына, или кто-то говорит: ”У меня на стене висел ваш плакат", - это заставляет меня понять, что моя история оказала положительное влияние на многих людей".
За игрой Реом в "Тампа-Бэй" пристально наблюдали несколько девушек, многие из которых были вдохновлены тем, чтобы самим стать хоккеистками.
Позже Реом была переведена в "Атланта Найтс" из IHL, сыграла две игры и стала первой женщиной, сыгравшей в профессиональном матче регулярного чемпионата мужской лиги, прежде чем ее перевели в ECHL.
В период с 1992 по 2009 год она провела 24 профессиональных матча среди мужчин в различных лигах по всей Северной Америке. Но ее самые большие достижения были связаны со сборной Канады, она была частью команды, которая выиграла две золотые медали чемпионата мира среди женщин ИИХФ в 1992 и 1994 годах, в обоих случаях попав в команду всех звезд, прежде чем завоевать серебро со сборной Канады на зимних Олимпийских играх 1998 года в Нагано, Япония.
Некоторое время она играла в Международной лиге по хоккею на роликовых коньках среди мужчин, прежде чем уйти из профессионального хоккея в 1997 году. Она действительно вернулась к профессиональной игре в мужских лигах, а также в конечном итоге сыграла в Западной женской хоккейной лиге три матча за два сезона с "Миннесота Уайткэпс".
Время, проведенное Реом в лигах, изменило ландшафт для будущих женщин-хоккеисток, и многие будущие профессионалы ссылались на нее как на источник своего вдохновения. Одна из самых титулованных женских хоккеисток всех времен, Хилари Найт, сказала о Реом: “Это дало нам проблеск надежды, я просто помню, что это было похоже на то, что кроме Олимпийских игр, все, что нам доводилось смотреть, - это НХЛ. Это похоже на то, что и сейчас, но мы, очевидно, живем во времена повышения узнаваемости женского хоккея”.
В июне 2021 года история повторилась, когда 17-летняя Тая Карри стала первой женщиной, задрафтованной в хоккейную лигу Онтарио, игрок, на которого Реом оказала огромное влияние. Реом сказала о Карри в интервью Sports Illustrated в 2022 году: “Во-первых, я хочу поздравить ее, потому что это большое достижение. То, как она играла, она это заслужила. Это не было как: ”О, давай мы пригласим тебя в лагерь". Ее на самом деле задрафтовали".
“Я также сказала ей, что если ей когда-нибудь понадобится с кем-нибудь поговорить, то я здесь. Когда я поехала в Тампу, мне не с кем было поговорить, кто мог бы понять, с чем я имею дело. Когда Тая была моложе, она играла на турнире в Мичигане со своей мужской командой. Я тренировала команду своего младшего сына на том же турнире. Она попросила меня сфотографироваться с ней. Когда я снова поговорила с ней после драфта, она напомнила мне об этом и показала фотографию”.
Реом по-прежнему остается единственной женщиной, когда-либо игравшей в предсезонном матче НХЛ. Тем не менее, несколько женщин-хоккеисток принимали участие в матче всех звезд НХЛ, начиная с рекламы и заканчивая официальными соревнованиями в мастерстве.
Ее хоккейная жизнь продолжается и по сей день, в 2021 году она была нанята Bally Sports Detroit в качестве репортера "Детройт Ред Уингз" и сегодня помогает вести женскую хоккейную программу для Little Caesars, организации, связанной с "Ред Уингз", и тренирует команду девочек до 12 лет.
7 июля 2022 года Реом была нанята "Лос-Анджелес Кингз" в качестве консультанта и советника по перспективным игрокам. “Я всегда была увлечена хоккеем”, - сказала она. “Я провела свою жизнь на аренах и играла на профессиональном уровне. Иметь шанс зарабатывать на жизнь, занимаясь любимым видом спорта, я не могу желать большего”.