Найти тему

В Петербурге появилась экскурсия об уличном искусстве

Настенное кино Главная задача этой экскурсии, как пояснил председатель петербургского отделения ВООПИиК Антон Иванов, — привлечь петербуржцев к разговору об уличном искусстве. Уместно ли оно в городе — памятнике архитектуры? А если уместно, то какое и где именно? На сравнительно небольшом участке Петроградской стороны сконцентрировано много образцов самого разного уличного искусства. «Если будет спрос на эти экскурсии, которые проводятся в двух вариантах — пешеходном и самокатном, то на будущий год организуем их и в других районах», — отметил Иванов. #INJECT_1# По словам Семена Некрасова, экскурсовода «Открытого города», исследователя уличного искусства с академическим образованием, он видит свою задачу в том, чтобы рассказать и показать широкий диапазон: от маргинальных граффити до росписей брандмауэров, сделанных по заказу районной администрации. И предложить свое видение того, что надо сохранить. Начало двухчасового похода — дворы «Ленфильма» (на снимке сверху). Летом 2020 года там открылось новое общественное пространство, которое просуществовало всего месяц. Но на трехэтажных зданиях студии остались росписи, которые создавали для этого пространства уличные художники Игорь Van Gee, Любовь Лисицына и другие авторы. По общему эскизу они изобразили персонажей самых популярных кинолент, снятых на «Ленфильме» в разные годы, — «Собачье сердце», «Соломенная шляпка», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Человек-амфибия» и «Свадьба в Малиновке». По прошествии двух лет можно говорить, что росписи выдержали проверку временем. Тем более что общественное пространство между Каменноостровским проспектом и Кронверкской улицей обещают возродить. Некрасов показал сделанную тогда же рядом «Золушку» в технике «пиксель-арт». Это не про компьютерную анимацию. Художник Владимир Netstreetart выложил героиню Янины Жеймо из разноцветных пластиковых квадратиков, которые обычно используются для оформления интерьеров. Получилось трогательно и к месту. А когда тот же автор изобразил на одном из домов на Каменноостровском проспекте агрессивного космического пришельца в той же технике, то, на мой взгляд, это выглядит атрибутом квеста. Игра закончилась, можно убирать. Гаражи не закрашивают Экскурсия продолжилась на задворках известного своими огромными размерами дома трех Бенуа, который проектировали три представителя этой семьи. Но речь шла не об архитектуре, а о граффити (текстах) и картинках. Они появились на стенах индивидуальных гаражей еще в начале 1990‑х годов, а то и раньше. Поскольку железные гаражи являются частной собственностью, коммунальные службы их не закрашивают. За них работают новые поколения уличных художников. В итоге образовался многослойный пирог из букв и изображений самого разного характера: от ведьм до трехглазых божеств. Только работу Коли Super никто не трогает, художник ушел из жизни в этом году, коллеги чтут его память. Из художников, известных за пределами круга поклонников уличного искусства, на гаражах отметился Миша Samek, маркирующий свои росписи запятыми. Группа «Кто моет форточки» забралась на крышу гаражей и нарисовала на брандмауэре «Подругу» — большую кошку, держащую плакат «КМФ» — лого группы. По информации Некрасова, скромная бетонная плитка с изображением орла, вмонтированная в кирпичный забор, отделяющий гаражи от дворов, — произведение студентов Академии Штиглица. Они решили не приходить с пустыми руками в культовое молодежное место. ФОТО автора Задаю экскурсоводу вопрос: «Насколько эта пестрота уместна в центре Петербурга?». Он отвечает, что в каком‑то виде она необходима как память места, откуда начинался петербургский стрит-арт. Принимаю ответ с условием: пока не убрали архаичные гаражи. Дом трех Бенуа соседствует со сквером Андрея Петрова. История борьбы горожан за сохранение этого места от застройки хорошо известна. Для нашей экскурсии важны расположенные на бранд­мауэре барельефы с изображениями Даниила Хармса, Сальвадора Дали, Дмитрия Шостаковича и Дмитрия Лихачева. Они созданы художником Кириллом Миллером примерно 20 лет назад. По мнению Некрасова, удачен образ Шостаковича. От его лица разлетаются лучи, как от солнца: талант согревает. Лучи также похожи на клавиши фортепиано: может, кто‑то не знает, что Шостакович был не только великим композитором, но и блестящим пианистом. Болонка объединяет Двигаемся дальше, на Малую Пушкарскую улицу. Первое, на что обращает внимание наш экскурсовод, — большая наклейка с кадром из неназванного советского телефильма. Это продукция одного предпринимателя (не буду его называть), которую невозможно закрасить или отодрать от стены, не срубив штукатурку. А ценности такое «искусство» не представляет. Так же, как сомнительно использование росписей для предвыборной агитации, подобный пример тоже есть на Петроградской стороне. На Малой Пушкарской находится спортивная площадка, примыкающая к брандмауэру известного дома Колобовых (на снимке снизу). В 2009 году эту глухую стену украсила огромная роспись «Город». По мнению Некрасова, это самая удачная работа по той программе, которую выполнила по заказу местной власти группа «33+1», ныне не существующая. Стилизованное изображение Петербурга сделано как эскиз карандашом в светлой гамме. И только бурная разноцветная река сбегает вниз, чтобы «разлиться» на нижнем уровне разнообразными граффити. Они время от времени обновляются. Вместе это создает образ Петербурга — исторического и современного. Та же группа создала три росписи «Ребятам о зверятах (Алфавит)», «Цифры» и «Цвета» на брандмауэрах двух домов по Зверинской улице. Между домами находится детский сад, воспитанники которого могут, не выходя за пределы своей территории, обучаться счету и грамоте. А вечером с родителями подойти поближе и закрепить полученные знания. Любопытно, что уже в ходе работы художники, пообщавшись с жителями соседних домов, узнали: во дворе часто гуляет с хозяйкой болонка Чаки. Ее изобразили под буквой «С» — собака. Тем самым сделав роспись ближе людям, местному сообществу. Давно нет на свете той болонки, но старожилы ее помнят. Мурал или мемориал Финал экскурсии посвящен знакомству с «кварталом Виктора Цоя». Оно начинается в переулке, носящем имя рок-музыканта. В этом году уличный художник Алексей Грибель закрепил на глухой стене дома № 1 свои скульптуры «Ангел света» и «Сам справлюсь», созданные из самого прочного гипса. Одна представляет собой фантастическое крылатое существо, глаза которого светятся в темное время суток от солнечной батареи, заряжающейся днем. «Сам справлюсь» — с пальцами, держащими иголку с ниткой, — метафора зашивания раны на собственном теле. Или раны на теле города. По словам экскурсовода, пока коммунальные службы не трогают скульптуры. Может, потому, что место такое — рядом гаражи, сплошь заклеенные портретами Цоя. А может, по той причине, что пока нет команды бороться с объемными изображениями. Стены дворовых фасадов дома по улице Блохина, 15, где располагалась котельная «Камчатка», испещрены стершимися слоями граффити. Прочитать можно «Жив», «Кино» и еще несколько слов. Это и есть петербургская стена Виктора Цоя. Наш экскурсовод сообщил, что местные жители относятся лояльно как к рисункам, так и к многочисленным поклонникам рок-музыканта, посещающим культовое для них место в любое время дня и ночи. Комментарии в социальных сетях опровергают столь благостную картину. Первые отзывы экскурсантов — благодарности за знакомство с темой, совершенно не знакомой постоянным участникам программы «Открытый город». Наверное, в декабре по завершении сезона можно организовать встречу всех, кого интересует уличное искусство, и обсудить самые важные вопросы. Как поставленные в ходе экскурсии, так и оставшиеся за ее скобками.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц