Найти тему
Василисины размышления

Сыновья знаменитостей - знакомы ли нам их проблемы?

Поразмышлять о них полезно, даже если мы сами - не знаменитости и не дети успешных людей. Нет-нет, это не перепев желтой прессы! Мы будем говорить о героях выдуманных, литературных, созданных пером и воображением очень талантливых авторов, А.П.Чехова и С.Моэма.

Казалось бы, какое нам дело до выдумок, созданных сто с лишним лет назад? - Не скажите! Писатели эти отличались не только литературным талантом, но и острой наблюдательностью, чутьем психолога, умением подмечать важное, базовое, не изменяющееся со временем в человеческой натуре. Даже если описываемые ими обстоятельства устарели, то характеры и мотивы поступков актуальны и сейчас.

Итак, разговор пойдет о героях пьесы А.Чехова "Чайка" (Ч) и романа С.Моэма "Театр" (Т). Произведения очень известные, надеюсь, содержание помните? На всякий случай напоминаю имена основных действующих лиц и канву сюжета.

В "Чайке" мать зовут Ирина Аркадина, сына - Константин Треплев. В "Театре": мать Джулия Ламберт, сын - Роджер Госселин. У обеих матерей есть любовники младше себя (у Аркадиной - Борис Тригорин, у Джулии - Том Феннел). У сыновей с личной жизнью напряженка.

Герои книг схожи и не схожи. Примерно одинаковое время действия и социальные условия (Россия рубежа 19-20 веков и Англия первой трети 20 века). Примерно одинаковый общественный слой (небедные образованные люди, но и не высшее общество). Матери - успешные актрисы на излете карьеры и в пору последних пожаров угасающей женственности. Сыновья - в поре взросления и самоопределения.

Джулия Ламберт (В.Артмане) и Ирина Аркадина (И.Мирошниченко). Белые кудри - дань моде 70-х, когда снимались фильмы
Джулия Ламберт (В.Артмане) и Ирина Аркадина (И.Мирошниченко). Белые кудри - дань моде 70-х, когда снимались фильмы

В остальном обстоятельства актерских семей вроде бы разные. Джулия - по-настоящему знаменитая актриса и богатая женщина. Благосостоянию ее и семьи ничего не угрожает: собственный театр, надежный муж, связи в высших кругах. Молодость была отдана планомерному построению карьеры, сына родила уже за 30, имея возможность поручить его хорошим заботам и дать наилучшее образование. На момент действия романа Роджеру 17-18 лет.

У российской коллеги ситуация более зыбкая. Матерью стала очень рано, моталась с маленьким сыном по каким-то провинциальным театрам, терпела нужду. С мужем быстро разошлась, всего пришлось добиваться самой. Добилась, даже деньжат подкопила на старость. Сыном Костей заниматься было некогда.

По сравнению с Костей, Роджер явно находится в "шоколадных" обстоятельствах. В деньгах его не ограничивают, жесткой потребности в заработке нет. Окончил элитную школу, съездил заграницу - осмотреться перед поступлением в университет.

Костя значительно старше, ему уже 25 взрослых лет, а он сидит с дядей-пенсионером в деревне, "вышел из третьего курса университета по обстоятельствам, как говорится, от редакции не зависящим, никаких талантов, денег ни гроша". Дядюшка и рад бы отправить его тоже погулять-развлечься-обтесаться заграницу, да сам без средств.

Но при этом душевные терзания юношей совершенно схожи: поиск своего пути и мучительные отношения с матерью. Причем одно неразрывно переплетено с другим.

кадры из фильмов "Театр" (1978) и "Чайка" (1970). Роджер и Костя. Похожи, да?
кадры из фильмов "Театр" (1978) и "Чайка" (1970). Роджер и Костя. Похожи, да?

Обоим кажется невыносимым окружающее матерей общество. Мало того, что люди какие-то чванные, лживые, погруженные в свои мелочные интересы, так еще на сыновей смотрят как на комнатных собачек. На взрослых сыновей, заметьте!

Бывало, у нее сидят в гостях сплошь всё знаменитости, артисты и писатели, и между ними только один я — ничто, и меня терпят только потому, что я ее сын. (Ч)
- О Роджер, ты вырос на целую голову! - Понимаешь, я  прожил  всю  жизнь  в  атмосфере  притворства.  ...  Вам  с  отцом  не  вредит  тот  воздух, которым вы дышите, вы и не  знаете  другого  и  думаете,  что  это  воздух райских кущ. Я в нем задыхаюсь. (Т)

Тем не менее, все эти окружающие - знаменитости, они добились успеха! А я - чего добился я? И как добиться того, чего я хочу? Неужели придется потратить десяток лет - всю молодость! - на рутинный труд, неужели нет ясного и быстрого пути? Вот такого чтобы талант - яркое проявление - всеобщее признание! Или хотя бы раз - и снизошло счастливое озарение о смысле жизни, путях мира и своем месте в нем. Желательно приятном месте, не какого-нибудь неудачника-приживала.

И ладно бы только посторонние считали меня мелким и ничтожным. Но ведь так думает и сама моя мама. И даже не скрывает этого! Мои занятия она находит смешными, в мои сердечные дела не хочет вникать, при серьезных разговорах быстро начинает злиться и отмахиваться.

Я ей говорю: Я  хочу добраться до истинной сути вещей. Я ей говорю: смотри, какую я написал пьесу, новые формы! А она?

Джулия: Роджер, дорогой, ты уже решил, кем ты хочешь быть? я сама в этом ничего не смыслю, но твой отец говорит,  что если  ты  намерен  быть  адвокатом,  тебе   надо   изучать   в   Кембридже юриспруденцию. С другой стороны, если тебе больше по вкусу дипломатическая служба, надо браться за современные языки.
Аркадина: Горе мне с ним! Поступить бы ему на службу, что ли...

Не понимают, не пытаются даже понять! Наоборот, закрываются, отстраняются, говорят о каких-то неважных, посторонних вещах, какие-то глупости: что людей надо уважать, не надо ни с кем ссориться, что ЭТО пройдет... Конечно, все ясно! Моя мать меня не любит! Она же актриса, вечно занята своим притворством, ее настоящей и нет, так, психологический курьез!

Занятно, что и Ирина Аркадина, и Джулия Ламберт в какой-то момент начинают представлять себя матерью Гамлета и цитируют монологи Гертруды.

У Джулии возникло ощущение, что  она  в  чем-то  виновата.  Королева  в "Гамлете": "Готов твое я сердце растерзать, когда бы можно  в  грудь  твою проникнуть". (Т)
Аркадина (читает из «Гамлета»). «Мой сын! Ты очи обратил мне внутрь души, и я увидела ее в таких кровавых, в таких смертельных язвах — нет спасенья!» (Ч)

Дописано: Оказывается, в американских экранизациях актриса Аннет Бенинг играла и Джулию Ламберт, и Ирину Аркадину!

Но ведь я помню, что когда я был маленьким, мама была настоящей, любила людей, любила меня.

кадр из фильма "Театр" 1978 г
кадр из фильма "Театр" 1978 г
У тебя золотые руки. Помню, очень давно, когда ты еще служила на казенной сцене,— я тогда был маленьким,— у нас во дворе была драка, сильно побили жилицу-прачку. Помнишь? Ее подняли без чувств... ты все ходила к ней, носила лекарства, мыла в корыте ее детей. Две балерины жили тогда в том же доме, где мы... Ходили к тебе кофе пить... (Ч)
- Однажды - мне было тогда четырнадцать, я был еще совсем мальчишкой  - я стоял за кулисами и смотрел, как ты играла... Я чувствовал необыкновенный душевный подъем. Мне было так  жаль тебя, я был готов на любой подвиг. Мне казалось, я никогда больше не смогу совершить подлость или учинить что-нибудь тайком. (Т)

Куда же она подевалась, та мама-ангел? Теперь я стал для нее обузой - напоминаю, что ей уже не 30 лет, и все эти знаменитости в ее окружении...а-а-а, я пошел по второму кругу!

Но самые мерзкие люди из окружающих - любовники матери. Ладно, мы взрослые люди, простим стареющим тетенькам их маленькие женские слабости. Раз уж им для здоровья надо. Но почему мама считает этого... вот этого... вот эту дрянь! - интересным, талантливым, достойным человеком?! НЕ-Е-Е-Е-Т!

-------------------------------------------------

Господа, признайтесь: в этом месте вы уже готовы трясти кости старика Фрейда и вытаскивать на свет диагнозы имени всяких древних царей? Мол, вся эта юношеская истерика - всего лишь банальная ревность, подавляемое желание занять место в постели матери?

Спешу всех огорчить: взрослеющие девочки часто испытывают точно такие же чувства к матери. Обиду и разочарование, что уже не любит, как в детстве, не интересуется моими делами, не признает успехов. Ненависть к тем, кто недавно занял место рядом с ней. Собственную никчемность и бессилие.

Это состояние действительно хорошо известно психологам и называется сепарацией. Моментом отделения повзрослевшего ребенка от родителей, превращения его в самостоятельную человеческую единицу.

Сепарация - дело совершенно необходимое для реализации личности. Задумано природой не только для людей, но и для животных. Однако не всегда проходит легко.

Чаще проблемы возникают со стороны родителей - не могут отпустить свою кровиночку, боятся одиночества.

Но бывает и наоборот: взрослые дети слишком занятых собой родителей все пытаются дополучить то внимание, которого им не хватало в детстве.

Вот эти актрисы, озабоченные своей карьерой, своей игрой, покореженные профессиональной деформацией и специфической средой - они яркий пример заботливых, но эмоционально отстраненных, занятых собой матерей. И как на грех не оказалось рядом любящих тетушек, нянюшек, бабушек, братьев и сестер. Поэтому их сыновья так страдают. От сложностей сепарации, а вовсе не из-за мерзости мира, кровосмесительной ревности или необходимости срочно покорять творческие или деловые вершины.

Ну и последний вопрос - а нам-то что с того? Не у всех ведь родители - знаменитости.

Да, не знаменитости. Но любая кассирша, вынужденная отрабатывать 12-часовые смены просто ради банального выживания; любая замотанная работой на две ставки учительница; любая бизнес-леди, вечно балансирующая на грани краха - много у них остается ресурсов, чтобы напитать своих детей любовью через край? Так, чтобы сами начали отталкиваться от родительских берегов и уплывать в свою жизнь? Не каждая из них будет декламировать монологи Гертруды, но многие услышат слова - мама, ты виновата, что не любишь меня и вырастила такого неудачника!

Так подумаем об этом, и постараемся простить обиды и своим родителям, и своим детям.

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба

Если вам нравятся мои статьи, можете поддержать автора материально, перейдя по ссылке и воспользовавшись формой перевода внизу статьи