Найти тему

Реакция знаменитого писателя-битника на концерт Led Zeppelin

А не замахнуться ли нам на Уильяма нашего... Берроуза? Очень трудно найти в американской литературе середины XX века более авторитетного литературного деятеля, чье влияние на последующие музыку, кино и любые другие явления было бы столь мощным. Даже находящиеся с ним часто через запятую Керуак и Гинзберг представлены скромнее. Чего только стоит его роман "Голый завтрак", который экранизировал Д. Кроненберг! Например, группа Steely Dan взяла своё название в честь этого произведения. Да и Soft Machine - тоже отсылка к нему. Фраза " Тяжёлый метал" (Heavy Metal) была позаимствована из "Голого завтрака". Цитируя её, такое определение дал критик Лестер Бэнгз музыке Led Zeppelin.

-2

Берроуз- яркий литератор, способный на резкие эксперименты, как написание произведения без знаков препинания, педалирование резких для начала 1950-х тем, создание собственной техники cut-up. Последняя была использована Дэвидом Боуи и Игги Попом в написании лирики, а потом такую же логику, но уже в лоне звукового творчества, предложили первые экспериментаторы с сэмплированием. "Разрезание" фразы на составляющие и перемешивание их, в результате чего появляется новая фраза и новые смыслы - вообще нечто, что больше отражает ныне пока нам ещё современную в чём-то эпоху пост-модерна. Но если Берроуз делал это интуитивно, то его последователи возвели это в абсолют и превратили в подражание.

-3

Помимо прочего, Берроуз был ещё и кем-то вроде музыкального критика, но делал это нечасто и без особого удовольствия. Однажды он принял предложение журнала Crawdaddy! побыть интервьюером у самого критик Пейджа. На тот момент, а дело произошло в 1975-м году, это был уже весомый журнал, который насчитывал десять лет существования.

-4

Перед тем, как взять интервью, Берроуз сходил на концерт Led Zeppelin. Можно было бы ожидать огромную разгромную статью, в которой сошлись противостояние пуристской реакции писателя и молодецкой удали у музыкантов. Но результат был иным. Берроуз писал, что испытал музыкальное возбуждение, отказался от ушных затычек и принялся наблюдать за происходящим.

Он написал :

Между исполнителями и публикой происходил обмен энергией, но атмосфера не достигала накала безумства. Спецэффекты были хороши, а музыканты знали меру. Я видел лазерные лучи, разрезающие дым, что вызывало восторг у публики. Порвавшиеся гитарные струны Джимми Пейджа были также эффектны, как и барабанное соло Джона Бонэма. Лирика Роберта Планта была наполнена жизненной силой. Артисты выкладывались на все сто, и это у них хорошо получалось. Последний номер, Stairway To Heaven, где публика зажгла огни, оказался настолько душевным, что возникла атмосфера настоящего школьного рождественского спектакля.

Вердикт Берроуза был положительным: хорошее шоу, не безвкусное. Выход толпы из зала он сравнил с тем, как выходят пассажиры большого авиалайнера.

-5

Музыку Led Zeppelin он сравнил с трансовой музыкой Марокко, которая имеет магическое происхождение и предназначение, то есть связана с вызовом духовных сил и контролем над ними. В Марокко, по мнению писателя, музыканты являются фокусниками. В концерте Zeppelin целью является создание энергии у исполнителей и у публики. Чтобы такая магия была успешной, она должна задействовать источники магической энергии, что может быть опасно.

-6

Дальше последовало само интервью. Избавившись от предрассудков касательно музыки и самой деятельности группы, Берроуз попытался сделать его неформальным. Выяснив, что у них есть общий знакомый агент по недвижимости, продавший Пейджу дом Алистера Кроули на озере Лох-Несс, интервьюер начал расспрашивать про связанные с этим вещи. Понятие "Магии" Берроуз расшифровал по ходу разговора сам: "в основе магии лежит утверждение о " воле" как о главной движущей силе в этой вселенной - глубокое убеждение в том, что ничего не происходит, если кто-то или какое-то существо не пожелает, чтобы это произошло... В мире магии но смерть, ни болезнь, ни несчастье, ни несчастный случай, ни война, ни бунт, не случайны. А воля-это другое слово для обозначения одушевленное энергии".

-7

Пейдж, как оказалось, серьёзно понимал опасность "магического присутствия" в жизни группы, оценивал риски несчастных случаев на концертах и вообще в деятельности как ожидаемые, но старался их предотвратить. Берроуз же сравнил снова концерт Led Zeppelin с магическим действием и снова признал, что его это очень поразило. Особенно поразило спокойствие их слушателей, которые во время исполнения столь жёсткой музыки были смирными и словно загипнотизированными.

Удивительно, конечно, что такой махинатор и провокатор, как Берроуз, способный на массовые манипуляции, оказался в определённой степени "прижат" таким музыкантом, как Джимми Пейдж. Мы можем не верить в искренность писателя, но что нам остаётся? А это интервью, о котором мало говорили в момент его выхода, но вспомнили уже в нынешнем веке, вновь показывает, что кампания по "очернению" и мистификации Пейджа была осознанной и даже контролируемой.

-8

Друзья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии! Впереди много интересного!

#музыка #искусство #культура #литература #рок #ledzeppelin #берроуз