Французский фильм «Скупой» 1980 года – экранизация одноименной комедии известного драматурга 17 века Ж.-Б. Мольера. Кино поставил маститый комик Луи де Фюнес, который также исполнил главную роль. Это единственная режиссерская работа прославленного артиста, которая хотя не принесла ему лавр, однако в целом удалась. Комедия получилась живой и динамичной, несмотря на то, что местами заметно провисает. Приглашенные актеры прекрасно справились со своими ролями; что касается самого Луи де Фюнеса, то он как всегда неподражаем.
Но как парадоксально это ни звучит, именно звездный комик, вернее, его актерская интерпретация скупого является главной проблемой фильма. Дело в том, что по сюжету Гарпагон – мрачный, угрюмый человек, который постоянно ходит с озабоченной миной, подозревает всех вокруг в воровстве и вынашивает коварные брачные планы по расчету. Не таков Луи де Фюнес: он весел, легок и непринужден, словно мальчик. Он порхает по сцене и сыплет хитрыми улыбочками направо и налево. Как и следует книжному Гарпагону, актер скуп и жаден, однако ни по внешности, ни по манерам не подходит для этого персонажа. Пожалуй, в этой комедии он играет самого себя. По воспоминаниям родственников знаменитого комика, Луи де Фюнес был прижимистым и строгим хозяином, который не давал домашним спуску.
Однако фирменные ужимки актера, которые являются изюминкой его игры, в фильме «Скупой» пришлись не к месту. Знатоки литературного первоисточника наверняка сильно удивятся маленькому прыткому Гарпагону, который с хитрой усмешкой проворачивает свои брачные аферы. В своём режиссерском дебюте Луи де Фюнес похож на неугомонного комиссара Жюва из трилогии про Фантомаса и уморительного сержанта Крюшо, но не на литературного Гарпагона.
Фильм получился театрализованным, что, впрочем, отвечает требованиям пьесы Мольера, которая несколько условна и схематична, а герои являются воплощением той или иной черты людских характеров. Для такого жанра комедия Луи де Фюнеса несколько затянута; по мнению зрителей, в ней много диалогов, суеты, возни и беготни, которые никак не двигают сюжет, а лишь утомляют зрителей. Впрочем, эти недостатки с лихвой окупаются очень неплохой постановкой (в которой принял участие давний друг де Фюнеса – режиссер серии фильмов про «Жандармов» Жан Жиро) и темпераментной игрой актеров.