Почти неделю в Российской Федерации проходит частичная мобилизация. Ее объявил Президент страны Указом от 21 сентября 2022. Правовые основы мобилизации установлены Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Данное событие вызвало много вопросов в российском обществе. Пока мужчины оценивают свое соответствие требованиям мобилизации, работодатели озадачены иными вопросами. Какие действия необходимо предпринять в связи с текущими реалиями. Каким образом обеспечивается кадровый учет в случае, если сотрудника мобилизовали. Можно ли нанимать временных специалистов, есть ли обязательство по сохранению зарплаты и тд. Ведь мобилизация охватывает не только призыв граждан на военную службу, но и комплекс мер и мероприятий по переводу предприятий, как частных, так и государственных, на работу в условиях военного времени.
Разберемся в них вместе!
Риски в сфере трудового права
Риски при взаимоотношениях с работником
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ, в случае призыва работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу трудовой договор подлежит прекращению. В этом случае работнику необходимо выплатить выходное пособие в размере двухнедельного заработка. Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» гражданин после призыва переходят на службу в ряды Вооруженных сил РФ по контракту.
В трудовом законодательстве в настоящий момент отсутствуют правовые нормы, регламентирующие действия работодателей в случае объявления мобилизации. Однако существует документ «Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях», утвержденный Генштабом вооруженных сил в 2017 году. Согласно ему, в таких случаях, как мобилизация, предприятие бронирует часть работников для осуществления бесперебойности работы. Вместе с тем, детализация данных положений в открытом доступе отсутствует, в связи с чем за дополнительными разъяснениями следует обращаться в комиссии по бронированию, которые действуют при муниципалитетах по месту нахождения организации.
Так, для работодателей существуют риски, связанные с возможным прекращением трудовых отношений с действующими работниками.
Риски правового регулирования рабочего времени и времени отдыха
Регулирование трудовых отношений в случае объявления мобилизации и нахождения работника в командировке или отпуске однозначно не урегулирован на сегодняшний день. Соответствующие разъяснения ожидаются от Минтруда.
Ряд специалистов настаивают, что сотрудники, которые состоят в запасе, не могут покидать место жительства. Несмотря на требование военкоматов отменять все отпуска работников, которые состоят на воинском учете, самовольно отменять отпуска нельзя. Переносить их тоже проблематично — сроков у мобилизации нет. Более того, работодатель не обязан отслеживать, где находится сотрудник в нерабочее время.
С командировками ситуация обстоит несколько проще: их можно отменить без согласования с работниками. Если все же возникнет необходимость оформления командировки, придется направить запрос в военный комиссариат, к которому работник приписан и состоит на учете. Иными словами, такую поездку необходимо будет согласовать.
В целом, стратегия действий с учетом действующего в настоящий момент трудового законодательства может выглядеть следующим образом:
1) В случае вызова работника по повестке для прохождения медкомиссии, в день и час, который указали в повестке, рекомендуется освободить его от работы с сохранением за ним среднего заработка;
2) В случае призыва работника по повестке на военные сборы, рекомендуется освободить его от работы на весь период сборов с сохранением за ним рабочего места;
3) В случае получения работником повестки с указанием «для отправки к месту прохождения военной службы»:
а) рекомендуется дождаться официальных разъяснений Минтруда и поправок в ТК без поспешного оформления увольнения работника;
б) рекомендуется оформить работнику отпуск без сохранения зарплаты на время призыва.
Вместе с тем, если организация примет для себя решения уволить сотрудника, то нужно действовать в общем порядке — оформлять расторжение трудового договора в связи с призывом на службу.
Воинский учет и ответственность при его ведении
Руководителям или иным ответственным сотрудникам необходимо осуществлять воинский учет сотрудников - призывников и военнообязанных. Что предполагает комплекс мероприятий:
- по ведению учета граждан, непосредственно работающих в организации;
- по проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время;
- по оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета таких граждан по месту их жительства или месту пребывания, в том числе содействия в обеспечении своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части.
Количество сотрудников, которые ответственны за воинский учет в организациях, определяется исходя из нормативов, установленных п. 12 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719:
Таким сотрудникам необходимо предоставить специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.
Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования (за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы).
Если работник, ответственный за воинский учет граждан, временно отсутствует, работодатель обязан назначить для этой цели другого работника. Вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
Поручение работнику отдела кадров дополнительной работы по ведению воинского учета допускается только с его согласия, поскольку ст. 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Исключение составляют случаи, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
За выполнение дополнительной работы сотруднику полагается доплата. Ее размер устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).
Ответственность за нарушение воинского учета в организации.
За неисполнение обязанностей по воинскому учету как на граждан, так и на должностных лиц, применяется ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Так, если руководитель или иное должностное лицо организации не предоставили списки сотрудников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, в установленный военным комиссариатом в установленный срок, им грозит штраф в размере от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
В случае неоповещения руководителем или иным должностным лицом компании граждан о вызове их по повестке военного комиссариата, необеспечение гражданам возможности своевременной явки по такому вызову влечет штраф в размере от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).
Если руководитель или иное должностное лицо организации не предоставили в военный комиссариат сведения о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Остались вопросы? Юристы бюро «Лабазнов и партнеры» проконсультируют вас в удобное для вас время!
Свяжитесь с нами:
+7 495 925 91 15
+7 985 925 91 15
info@labaznovpartners.ru
105005, г. Москва, ул. Бауманская, 43/1, стр.1, офис 310
#мобилизация #военныйюрист #воинскийучет #военкомат #призыв