Найти в Дзене
Анастасия Миронова

Сейчас только три страны имеют в составе армии большой процент реального боевого контингента: Россия, Украина и Сирия. Мы лидеры

Фото: 1tulatv.ru
Фото: 1tulatv.ru

Пускай мне еще нет тридцати семи, но я помню из конца восьмидесятых свежие воспоминания соседей и родни о том, как бегали от армии. Одни знакомые за взятку записали сына во флот - в Афгане моря нет. Другие купили белый билет “по дурке”. Еще у одних сын со стремянки прыгнул в… унитаз, чтобы получить такие переломы ног, с которыми никуда вообще не возьмут. В армию тогда гребли всех, потому что было много уклонистов, а уклонялись, потому что из срочников брали в Афган. Вроде, добровольно, но по итогам набора выходило, что не все шли туда осознанно: покупались на призывы политруков. Попал в армию - вырос риск поехать в Афганистан. Это я помню.

А еще помню, что все же в сам Афган, да, отбирали строго (тут меня правильно поправили): физподготовка, зрение, смекалка… Все потому, что, за редким исключением, государство это всегда рачительная махина, которая бережется о своем сохранении и развитии. По разным данным, обучение сегодня в учебке даже не мобилизованного, а срочника обходится Минобороны в 60 000 рублей. Экипировка в среднем - 70 тысяч. Это если простой стрелок. Для связиста, сапера, артиллериста стоимость экипировки увеличивается. Плюс техника. Плюс содержание служащего в части, его питание, обслуживание, довольствие. Солдат обходится дорого. Старшина - еще дороже. Воспитать офицера стоит от миллион рублей.

Тратить деньги на больного или пожилого военного, доверять ему танк или БМП опасно с точки зрения текущих военных интересов и глупо в перспективе

С первым тезисом все уже, вроде, за выходные разобрались: если настоящие бои, реальная угроза и натовские ЧВК под границей, платить за учебу и выставлять на фронт пятидесятилетнего учителя неблагоразумно.

Второй тезис пока из обсуждения выпускают. Сейчас в мире идет борьба за самую боеспособную, то есть, с наибольшим процентом опытного боевого состава армию. В мире есть много стран с большими действующими армиями, но без реального боевого опыта. А ведь военная мощь страны измеряется не только числом боеголовок и дальностью ракетных установок, но и числом боевых военнослужащих, имеющих в частности опыт боев в городах и селениях. Потому что даже чтобы научить военных не просто смотреть на гражданских в прицел, но и ездить на танках по городам, нужно время. Нужен опыт.

Что толку от того, что у Китая или Индии большие армии, если у их военных нет боевого опыта? Ценность вооруженных сил сегодня - в наличии дальнего и сверхдальнего поражающего оружия и служащих с боевым опытом.

И сейчас в мире три лидера по проценту боевого контингент в регулярной армии: Сирия, Украина и Россия

Вряд ли даже Израиль входит в тройку, его армия имеет дело с точечными стычками, в Израиле почти нет бойцов, которые бы прошел масштабные боевые действия. Армии стран НАТО имеют смешной процент боевого состава, а сам состав почти никогда не вел уличных боев - не так те армии воюют.

Афганистан, Судан, ЦАР - там скорее не армии, а разрозненные группировки. Реальными армиями с огромным процентом боевых кадров располагают сегодня три страны. И Россия сейчас вкладывается не только в сиюминутные задачи: она платит за формирование армии-лидера по численности боевого контингента.

В СССР это тоже, конечно, понимали. Афганистан давал побочный результат в виде получившего боевой опыт контингента. Который позже пригодился в Чечне. А чеченские кампании дали боевой контингент, который пригодился в Сирии. И который, чего уж скрывать, пригодился на Донбассе: много добровольцев с чеченским прошлым ехали туда воевать за ополченцев, но сейчас уже им часто под пятьдесят, поэтому их на передовой мало.

Между прочим, на стороне Украины людей с боевым опытом не было: единицы побывали в Ираке, да и то непонятно, в какой роли. Вы вот знаете, что делали украинцы там? Я так и не знаю...

Сегодняшние события сделают армию России носителем беспрецедентного боевого опыта

Особенно если часть мобилизованных все же попадет на фронт. Вы вдумайтесь: у нас будет регулярная армия с сотнями тысяч офицеров и младшего состава, получивших реальный опыт боев. Такой армии нет ни у одной страны. И сейчас в том числе идет борьба за обладание такой армии. Поэтому, думаю, все перегибы с наборами, мобилизацию неопытных, возрастных, больных пресекают так жестко и публично. Государство вкладывает огромные деньги, желая взамен получить самую статусную и грозную армию. Цена проигрыша велика, платить ее за ленивых военкомов государство явно не собирается.

Ну и да, по итогам этого конфликта мы можем получить теперь уже по-настоящему самую сильную армию: к нашему самому богатому ядерному вооружению прибавится прошедшая реальные бои армия. Это тоже нужно осмыслить, прежде чем делать прогнозы о раскладе сил.

Три больших вранья, вскрывшиеся сегодня
Анастасия Миронова22 сентября 2022
Что же с нами будет? Рассуждаем на холодную голову
Анастасия Миронова16 марта 2022
50 дней прошло после моего прогноза о том, что все будет хорошо. Ну и кто ошибся?
Анастасия Миронова8 мая 2022
И славно, что мы лежим на пляжах и ходим по кафе. Я ведь предупреждала: от Украины отвернутся, а у нас все будет нормально
Анастасия Миронова8 августа 2022

СВО
1,21 млн интересуются