"Для художника свет - это первоочередное дело. Даже если берётесь писать натюрморт, то пишите в одно и то же время", - наставлял меня некогда преподаватель по изобразительному искусству.
Собственно, живопись мне никогда не давалась, в отличие от прикладной композиции и скульптуры. Но науку запомнил до сих пор.
Добрый день, читатели и подписчики канала #fon-kraft . Рад приветствовать вас на страницах своего блога. И сегодня мы с вами поговорим о хрестоматийных истинах. Ну, то есть, на чём основываются законы цветопередачи.
Не так давно я провёл небольшой эксперимент, который можно было бы озаглавить так: "Влияние источников освещения на цветовое восприятие модели". Результаты эксперимента свёл в виде коллажа.
А вот теперь давайте рассмотрим результаты более подробно.
Итак, дано:
- одна модель танка ИС-2 в масштабе 1:35, выкрашенная в стандартный войсковой цвет с оттенками лёгкой потрёпанности и в разной степени загрязнённости;
- несколько источников света: от яркого солнца (естественное освещение, то ламп энергосберегающих и светодиодных различной цветовой температуры.
Спрашивается: и что нам это даст?
1. Естественный свет
Само собой, должен быть какой-то контрольный снимок. И в качестве такового я решил использовать картинку, снятую при солнечном освещении. Ну, к такому свету у нас и глаза лучше заточены, да и привычнее как-то.
Когда у нас один источник света, и тот - небесное светило, необходимо обращать внимание на часы. И погоду. В зависимости от времени суток, солнце способно окрашивать предметы в разные оттенки жёлтого и оранжевого. Наиболее "оранжевыми" предметы становятся ранним утром, и вечером - во время утренней и вечерней зари. Солнце на небосводе становится оранжевым, вот точно так же оно и светит. Наши глаза привычные к такому повороту событий, поэтому не обращаем внимание. А оно, как говорится, есть.
Пасмурное небо добавляет синевы в картину восприятия. Чистое небо - наоборот - желтизну. Вот вам ещё один снимок, того же танка, но уже при чистом небосклоне, в одно и то же время - около шести часов вечера.
В принципе, на данном этапе уже можно воскликнуть: "Ну, это же естественно! И зачем нам всё это надо"? Но я прошу вас набраться терпения и дочитать статью до конца.
Так вот, следующим моим шагом стало использование
2. Светодиодное освещение
Здесь, как в хорошем анекдоте, "возможны два путя": холодный свет и тёплый свет. Разницу вы все знаете: "холодный свет" формируется с помощью испускания света синего спектра, "тёплый свет" - с помощью жёлтого спектра. А вот сочетание жёлтого и синего, как раз, и даёт восприятие того, что называется "дневной естественный".
Но, начал я с тёплого.
Итак, светодиодное освещение тёплого цвета.
Как видите, светодиодная лампа уводит цветовую гамму в синеву, если сравнивать с прямым солнечным освещением (предыдущее фото).
Собственно, почему я не люблю заниматься покраской под настольными лампами: как правило, все они формируют искажённый цветовой пучок. Потом приходится сидеть и удивляться: "Где были мои глаза, когда всё вот это я накрашивал"?
Светодиодное освещение холодного света
Далее, не меняя положения относительно камеры, и даже подложку оставив той же самой, я переместился в другую комнату, где были установлены светильники холодного света.
Здесь даже сложно классифицировать6 в какую сторону изменился цвет. Всё стало блёклым, словно сэкономили на пигментах. И пропал зелёный цвет - вся модель приобрела какой-то линяло-песочный вид, словно вернулась с Аравийского полуострова.
3. Люминесцентное (энергосберегающее) освещение
Пожалуй, это был финальный этап моего эксперимента. Я перебрался в следующую комнату и сделал снимок на тех же условиях.
Уже много позже, рассматривая получившиеся фотографии и сравнивая их друг с другом, я понял, почему не люблю красить вечерами, но если уж это приходится делать, то меня тащит на кухню, либо в ванну. Всё просто: в кухне - люминесцентные светильники, в ванной - светодиоды белого свечения.
Выводы
Ну, для начала, сформирую карусельку из снимков, чтобы вы могли, так сказать, наглядно рассмотреть все особенности цветопередачи:
Ну, а теперь отвечу на ваши вопросы: "Зачем нам всё это надо"? А надо это всё для правильной организации цветопередачи. Мы с вами отлично знаем, что глаз и восприятие мастера может "замыливаться".
И очень даже может наступить эффект, когда окрашенная (смывки там, или фильтры) модель, любовно собранная вечером под настольной лампой, оказывается аляписто-цветной с пятнами при дневной экспозиции на полке в выходной день.
И как этим пользоваться, спросите вы, неужто не творить по вечерам? Конечно же, нет. Творить можно и нужно, когда, конечно же, появляется для этого свободное время. Но я, например, советую вам потратить немного денег и купить светильник с цветовой температурой, максимально приближенной к естественному освещению.
Для информации: цветовая температура светильников должна лежать в диапазоне - 4500-5500 Кельвинов.
Надеюсь, что сегодняшняя статья оказалась полезной и обязательно пригодится в вашем творчестве.
Ставьте лайки, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал Fon-Kraft и очень даже приветствуются репосты для своих друзей, коллег, знакомых.
И подписываемся на канал, потому что на нём регулярно выходят новые материалы о мире моделизма, с подпиской вы их не пропустите. К тому же это - бесплатно )
Поддержать автора и развитие канала можно и материально, отправив перевод на карту:
2202 2023 9413 5895 - СБЕР,
4893 4702 3844 7624 - ВТБ.
ПыСы. Я бы прикрепил форму, но Дзен больше не предоставляет такую возможность.
И напомню, что Fon-Kraft теперь есть и в телеграме. Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).
#стендовыймоделизм #хоббииувлечения #творчество #развитиеличности #покраскасвоимируками #обучение