Часто задумываюсь, почему некоторые отечественные фантастические фильмы в прошлом собирали толпы зрителей, а теперь оказались не то, что позабыты, а будто бы вне основного пласта культуры? Виновата, как ни странно, «мемность». Сцены отдельных комедий (Операция Ы) можно показать всего на пару секунд, и смешно даже тем, кто целиком не смотрел. Отрывками из них забиты все сервисы видеоклипов. Поэтому среди фантастики в народе популярны «Гостья из будущего» и «Кин-дза-дза», где забавных ситуаций – более чем.
А вот серьезным драматическим картинам, где немало времени тратится на элементарное объяснение правил футуристического мира, приходится туговато. Короткие отрывки вне контекста часто непонятны.
Дорогу осилит идущий по звездному пути
Пожалуй, в СССР не было режиссера (кроме, наверное, Павла Клушанцева), столь глубоко посвятившего себя твердой научной фантастике. Ричард Викторов контролировал мельчайшие детали съемочного процесса, учил коллег и по сути пытался создать целую киноиндустрию космических фильмов. Он мыслил масштабно, ему часто было тесно в рамках полнометражки. Предыдущие его «Отроки во вселенной» и «Москва – Кассиопея» – это две серии одной истории.
Здесь же фильм делится не только на две серии, но и буквально на два мира: утопичная Земля и умирающая Десса. Но их составляющие – неоднородны.
Признаюсь, меня всегда немного смущало название фильма. Ясно, что «Через тернии к звёздам» происходит от латинской поговорки и по сути аналог «терпение и труд все перетрут». Но, в общем-то, так можно назвать любой космический фильм.
Претенциозное название и загадочная героиня сыграли с фильмом злую шутку. Многим из тех, кто не смотрел, казалось, что фильм близок к арт-хаусу. Но он не замахивается на лавры «Соляриса». На самом деле «тернии» вполне доходчивы, и могли бы быть эпизодами того же «Звёздного пути». Клонированная инопланетянка попадает на Землю, а потом возвращается в родной мир, чтобы восстановить там экологию.
Земная часть – почти что психологическая драма об адаптации в обществе. Ученые находят девушку-клона на погибшем корабле и отправляют ее на Землю для исследования. Дальнейший полет в космосе – привычное космическое путешествие Кира Булычева (сценарист фильма) в духе "Тайны третьей планеты". Экспедиция вместе с инопланетянкой отправляются на помощь гибнущей планете. По пути гибнет другая планета - на ней взрываются радиоактивные отходы. И это в 1980-м году, за 6 лет до аварии на Чернобыльской АЭС!
Финальная часть, Десса – детективный триллер о заговоре в корпорации с элементами техногенной катастрофы.
Предыдущие фантастические картины Викторова были про детей и весёлыми – все эти шутки с клеем для воздуха, роботы менялись головами.
Этот же фильм немилосерден к героине – инопланетянку Нийю не понимают на Земле, потом к ней откровенно враждебны уже на Дессе.
Экология против олигархии
Игру актеров в двух словах можно описать так: половина недоигрывает, вторая половина - старается за двоих. Призванные снизить серьёзность юмористические персонажи выбиваются. Робот Глаша напоминает домработницу Рози из мультсериала «Джетсоны», а немного капризный инопланетянин Пруль, плавающий в резервуаре, вроде должен развлекать… Но как-то не веселит. Вспомните Громозеку, тоже творение Кира Булычева. Вот он был харизматичен и идеально вписан в сюжет.
А пронзительный монолог ученого о том, что "не осталось рек, нет зверей, исчерпаны наши недра, нет воздуха" получился бы еще эффектней, если бы камера неотрывно почти минуту не смотрела в рот артисту.
Признаться, последняя часть фильма – моя любимая. В ней окончательно раскрывается происхождение и предназначение героини. Динамика резко возрастает, начинаются перестрелки на бластерах, в ход идут сверх-способности Нийи. А под конец планете грозит ультимативное чудовище – аномальная биомасса, поглощающая все живое на пути.
Что же до главного злодея, то Владимира Фёдорова, известного также по роли Черномора, можно назвать нашим Питером Динклэйджом задолго до Питера Динклэйджа.
Его Туранчокс, глава мегакорпорации, получился гротескным. Он – яркий представитель идеи: «Не жили хорошо – и не живите». Сцена, где он запрыгивает на стол и видна врожденная патология его персонажа, должна стать откровением для зрителя. Но рост заметен с первого же появления Туранчокса, хоть ниже пояса его до этого не показывали.
К мотивации злодея тоже есть вопросы. Как владелец предприятий, Туранчокс боится, что с оздоровлением планеты упадет спрос на его защитные и синтетические продукты… Но то, что населению остаются десятилетия жизни, как бы намекает – потребителей он потеряет в любом случае. Не лучше ли в новых условиях с его корпоративными и финансовыми мощностями освоить растущий рынок? В общем, если приглядеться, то злодей если не безумен, то откровенно нелогичен.
Тернистый путь к современному зрителю
В девяностых всегда удивляло, что несмотря на известность «терний» в кругах любителей фантастики, на ТВ предпочитали показывать менее серьезные подростковые картины Викторова «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Разгадка была до ужаса проста – у фильма практически не осталось нормальных копий для трансляции!
Ситуацию должен был исправить выход 20 лет спустя улучшенной версии (как это было с оригинальными «Звездными войнами»). Но улучшение вышло избирательным. Сын режиссера Николай Викторов нашел нормальную копию, отреставрировал картинку и добавил (весьма скромные) спецэффекты. Без ложки дегтя не обошлось: Большинство персонажей заговорило чужими голосами, что бросается в глаза. Из-за проблем с авторскими правами местами заменили музыку, а также урезали продолжительность на целых 20 минут. По словам сына режиссера, под нож пошли ненужные «идеологические» сцены… Но помнящим оригинал они были дороги сердцу. При том, утверждение про идеологию весьма спорное – наоборот, исчез эпизод, где героиня раздевается на пляже.
Конечно, это лучше, чем американская версия, из которой вырезали почти час, окрестили «Женщиной-гуманоидом», а потом потешались над ней в передаче «Таинственный театр 3000 года».
В конечном итоге, реставрация принесла много пользы, ведь фильм вновь стали показывать в том числе и на зарубежных телеканалах (а фанаты даже монтируют версию «без потерь» из старого и нового материала).
Какая бы версия вам не попалось, это всегда история клонированной девушки, которая из печальной недотроги постепенно превращается в супергероиню. Это космическое путешествие, что занимает немало экранного времени, но демонстрирует отдаленность планеты Дессы от Земли. Это и взрывной во всех смыслах финал.
Смотря, насколько проработаны сюжет и предыстория фильма, и сколько мало времени уделяется иным моментам, сейчас бы не помешал ремейк в виде сериала. Можно было бы подробней разъяснить нюансы, устранить некоторые логические дыры… Многие темы не утратили актуальности – ксенофобия в обществе, ухудшающаяся экологическая обстановка, рост химической промышленности.
Естественно, на это нужны актеры (хорошие) и деньги (тоже немалые). И самое главное, полное понимание многогранного первоисточника. Сын режиссера говорил о гипотетическом продолжении в духе «Вавилона-5». А несколько лет назад ему даже удалось собрать средства на новый фильм «Звезды и тернии Ричарда Викторова». Увы, это всего лишь документальное кино о съемках оригинальной картины.
Благодарим Вас за внимание! Пожалуйста, подпишитесь на наш канал, чтобы не упустить новые материалы! У нас есть обзор на другой фантастический фильм по сценарию Кира Булычева "Подземелье ведьм". Также у нас есть материал, какой из фильмов можно считать отечественными "Звездными Войнами".