Найти в Дзене
Наталья Баева

Возвращённый потомству

Ганс ТомаА полагал, что знает художников родной Германии. Ведь изучая историю искусств, он занимался не только итальянцами, и даже гордился, что Возрождение не обошло и его родину. Но вот однажды... В 1873 году...

Маленький, ничем не примечательный городок Таубербишофсгейм. Старинная церковь, алтарный образ... "Распятие". Под слоем вековой копоти.

Гигант на фоне непроницаемо чёрного неба. Никакого благостного "торжества духа над бренным телом" - просто изорванное бичами тело. Кто же это решился показать, что распятие - не умилительно, что это - казнь, и казнь страшная?

Но рыжий Иоанн, убитая горем Мария и две её тёзки, Мария Магдалина и Мария Иосиева, не выглядят напуганными. Скорбь - да, но не страх! И жест охранника не угрожающий. Скорее - присяга.

Потрясённый художник из девятнадцатого века определил для себя, что его неведомый предшественник жил, скорее всего, в шестнадцатом, но ничего точнее сказать не мог. Он просто поставил на треножник свой громоздкий фотоаппарат, запечатлел на пластину и повёз негатив в Кассельскую картинную галерею. Может, знают имя неведомого гения?

Знатоки эту картину увидели впервые. Но художника узнали по почерку: очень уж яркая индивидуальность. Это Маттиас Нитхард - Грюневальд, загадка немецкой живописи! А вариантов "Распятия" у него несколько, и персонажи вполне узнаваемы.

-2
-3

-4

Почему же загадка? Потому, что картины есть - а сведений о жизни художника никаких. Хорошо, хоть оставил потомкам автопортрет:

-5

И почему двойная фамилия? Одни картины подписаны "Грюневальд", другие - "Нитхард", а чаще просто инициалы. Одно время даже полагали, что "Грюневальд" - псевдоним Дюрера! И за триста лет никто не попытался восстановить биографию?! Поистине "нет пророка в своём отечестве" - немцы полагали свою живопись глубоко вторичной. Знали поверхностно. И всплеск интереса к своему наследию пришёлся на конец девятнадцатого столетия.

Искушение святого Антония.
Искушение святого Антония.

Но если речь идёт о человеке, жившем так давно, приходится разыскивать бесспорные документы: заказы-договоры, деловые записки, расписки в получении денег, опись имущества, завещание... и лишь после этого - предания и анекдоты. Принимать во внимание только то, что не противоречит фактам.

-7

И что же? Собрав всё, что удалось найти триста лет спустя, так и не выяснили ни дату рождения мастера, ни имена-звания его родителей. Разве что место рождения "вычислили" потому, что в некоторых бумагах мастера называют "Матиас из Вюрцбурга".

Первая задокументированная его картина - "Поругание Христа". 1504 год.

-8

Поскольку Грюневальд в счетах за работу назван уже не учеником, а мастером (в этом же году у него появился свой ученик, упомянутый в счёте), принято считать, что здесь художнику лет двадцать пять.

А вот и причина, почему Грюневальда путали с Дюрером: они не просто были знакомы, а одно время работали вместе. Их совместная работа - Геллеровский алтарь. Центральная часть написана Дюрером, боковые - Грюневальдом:

-9

В последующие несколько лет упоминания о картинах "мастера Матиаса" исчезают, а жалование он получает за... строительство водопровода и фонтана для замка вблизи Майнца. Рисовать не перестал, но это была именно графика, портреты и беглые зарисовки для будущих картин.

-11
-12

И вот в 1510 году художник получает жалованную грамоту о дворянстве! Значит, не родился дворянином. А пожаловал ему дворянское достоинство архиепископ фон Гименген. Грюневальд стал его личным... архитектором. Занялся проектированием и постройкой замка Йоханнесбург в Ашаффенбурге . Многогранность таланта, поистине возрожденческая!

-13

Подробности этой работы известны из судебных протоколов: после смерти покровителя мастера заподозрили в значительном превышении сметы на строительство, и пытались обвинить в том, что параллельно занимался живописью, уезжая для этого в соседние города, и оставляя стройку на самотёк. Но очевидно, суд Грюневальда оправдал - ведь после этой истории он получил самые крупные свои заказы на алтарные росписи. Увы, из работ этого периода не сохранилось почти ничего.

-14
-15

1525 год. Германия охвачена Великой Крестьянской войной. В монастырской хронике встречаем имя Матиаса Нитхарда, проповедника, занимавшегося агитацией среди крестьян. Возможно, это однофамилец - ведь художник в это время аккуратно получал жалование от секретаря архиепископа - есть расписки. Но в любом случае мастер Маттиас оказался в центре событий - город присоединился к восстанию!

-18

А вот о частной жизни художника мы не знаем почти ничего. Дружил с Дюрером (встречались и во время восстания), имел приёмного сына Андреаса, которого почему-то не взялся обучать сам, а доверил мастеру художественной резьбы по дереву. Лишившись заказов во время крестьянской войны, не растерялся, а спрятав подальше дворянский патент, открыл торговлю мылом и красками. К этому времени относятся его чертежи мельниц - очевидно, не рассчитывал более кормиться живописью. Но восстание потерпело поражение - и как раз во время расправы с восставшими мастер исчезает из города. Поспешно, не успев оплатить счета. Опасался расправы?

-19
-20

Умер мастер через полтора года в городе Галле. Отчего? Неизвестно. Но представление о его последних днях можно получить из описи его имущества, оставленного единственному наследнику - приёмному сыну. Посуда, ткани, одежда, в том числе и женская (для натурщиц?), инженерные инструменты, вещицы золотые и серебряные... не богатство, но - благосостояние.

Особенно интересны потомству книги: все без исключения "еретические"! Сочинения не только Лютера, но и проповедников-анабаптистов, враждебных равно лютеранству и католичеству. Напряженные духовные поиски...

-21

Вот так, по крупицам удалось собрать... не портрет - силуэт художника, чьё рождение осталось неизвестным, и смерть едва замеченной. Но - какое наследие!

-22

Какой простор для писателя-романиста...

А это скульптура фонтана в городе Вюрцбурге - своеобразный памятник художнику в его родном городе.

-23

Другие рассказы о художниках здесь: