Приветствую, дорогие любители фантастики. В сегодняшней статье мы с Вами рассмотрим космический корабль "Эндюренс" из, по моему мнению, одного из наиболее удачных сай-фай фильмов современности "Интерстеллар" 2014 года.
А прежде, чем мы начнем, как всегда, для придания статье необходимого настроения, я отыскал для Вас саундтрек фильма от непревзойдённого Ханса Циммера.
Читайте так же:
Итак. "Эндюренс" это межпланетный космический корабль НАСА, который был построен в рамках программы "Эндюренс".
История корабля
Проект "Эндюренс" заключался в создании высокоэффективного межпланетного космического корабля большой дальности, спроектированного с расчётом на длительные миссии (порядка нескольких десятилетий), которым должна была способствовать высокая степень автономности. Предполагаю, что целью программы были затяжные миссии по изучению планет Солнечной системы, на что указывает обозначение, что он межпланетный, но в последствии, благодаря червоточине, перешел в разряд межзвёздных космических аппаратов. Кстати название фильма "Интерстеллар" и переводится как "межзвёздный.
Однако начался "упадок", вызванный так называемым "мором" - "чумой", которая одну за другой уничтожала сельскохозяйственные культуры и делала невозможным их выращивание. В таком положении общественное мнение в отношении дорогих космических программ стал резко негативным, и космическое агентство было лишено финансирования и практически полностью распущено.
В конечном итоге НАСА было перемещено в в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо в подземный комплекс NORAD, изначально предназначенный для ядерного оружия. В этом комплексе началась реализации секретной космической программы, которая была направленна на спасение человечества.
NORAD (North American Aerospace Defense Command) - Командование воздушно-космической обороны Северной Америки.
С использованием одноразовых ускорителей, полученных от ракет «Сатурн» и двухступенчатых сверхтяжёлых ракет-носителей (Space Launch System), на околоземной орбите, в условиях секретности, началась медленная постройка "Эндюренса". В условиях ограниченных возможностей НАСА, предполагается, что на постройку "Эндюренса" ушло десятилетие.
Кстати с английского "Endurance" переводится как "выносливость". Большинству "выносливость" на англ. обычно знакома как "stamina" (особенно любителям РПГ). Однако это слово, как правило, характеризует физическую выносливость, в то время, как "endurance" применяется в основном к "ментальной выносливости", что хорошо вписывается в концепцию фильма: пытаться спасти человечество, когда все опустили руки и смирились с жизнью на умирающей планете. Так же название корабля и "упадок", по некоторым предположениям, являются отсылкой к Великой депрессии и призывам "не терять надежды, даже если кажется, что все потеряно".
Конструкция и размер
«Эндьюранс» является модульным кораблём, который состоит из нескольких прямоугольных блоков, которые соединены между сбой туннелями и образуют кольцо диаметром в 65 метров.
Кольцеобразная форма корабля способствует вращению «Эндьюранс», которое создаёт центробежную силу, которая имитирует гравитацию в модулях корабля.
Кольцеобразная форма корабля сделана таким образом, что он может вращаться для создания искусственной гравитации. Он вращается со скоростью 5,5 об/мин, создавая центробежную силу, которая для астронавтов имитирует гравитацию.
В общей сложности конструкция «Эндюренса» насчитывает 12 модулей:
- Один модуль является командным модулем корабля и выступает эдаким мостиком, на котором содержится оборудование связи, конференц-зал и навигационные системы
- Четыре модуля выступают в роли главной силовой установкой
- Четыре модуля являются съемными грузовыми капсулами, которые предназначены для транспортировки шаттлами на поверхность планеты и создания поселения
- Два модуля выступают в роли жилых помещений со спальными помещениями, системами рециркуляции воздуха и воды и различными расходными материалами
- Один модуль является одновременно лазаретом и криогенным отсеком с гибернационными капсулами.
Корабль оснащен 11-ю стыковочными портами. Основной (центральный) стыковочный узел обеспечивает возможность одновременной стыковки до 6 вспомогательных кораблей. Ещё 4 порта расположены по бокам корабля. Всего «Эндюренс» насчитывает 11 стыковочных портов (об 11-ом информации не нашел).
Энергоустановка
Обеспечение энергией корабля осуществляют 4 термоядерных реактора "Токамак".
"Токамак" является тороидальной установкой для магнитного удержания плазмы, которая создаёт условия для протекания управляемого термоядерного синтеза.
При помощи мощного магнитного поля плазма в устройстве, образуя форму тора (тороида), удерживается на стенками камеры, не способных выдержать необходимую для термоядерных реакций температуру. Ток в плазме обеспечивает её разогрев и удержание равновесия плазменного шнура в вакуумной камере.
Тор (тороид) - один из видов поверхности, в элементарной геометрии получаемой вращением. По форме напоминает бублик.
Отмечу, что Токамак-реактор реально существующая концепция, которая данный момент разрабатывается в рамках международного научного проекта ITER (Международный экспериментальный термоядерный реактор).
Концептуализирован токомак-реактор был в 1950-х годах советскими физиками Игорем Таммом и Андреем Сахаровым на основе идеи из письма сержанта красной армии Олега Лаврентьева.
Помимо реакторов, «Эндюренс» был оборудован и солнечными панелями. Полагаю панели были необходимы для экономии топлива и большей автономности.
Силовая установка
Приводится в движение «Эндюренс» 12-ю усовершенствованными магнитоплазменными ракетными двигателями.
Все 12 двигателей равномерно расположены по 3 в 4-х модулях силовой установки, что позволяет ускоряться и маневрировать в условиях вращения корабля.
При движении, двигатели "Эндюренса" производят характерный синий выхлопной шлейф ионизированного газа.
Конкретной информации по работе двигателей "Эндюренса" нет, но я полагаю, что они базируются на реально существующей концепции магнитоплазменной ракеты с переменным удельным импульсом "VASIMR", которая подразумевает электротермический двигатель, который использует радиоволны для ионизации и нагрева инертного топлива, образующего плазму и магнитное поле для ограничения и ускорения расширяющейся плазмы, что создаёт тягу.
Вспомогательные корабли
"Эндюренс" имеет 4 вспомогательных корабля. Два «Рейнджера» и два «Лендера».
«Рейнджер 1» и «Рейнджер 2» являются быстрыми одноступенчатыми разведывательными аэродинамически космическими кораблями, которые используют систему аэродинамического управления, базирующуюся на двигателях системы управления реакцией (RCS) и воздушные форсунки с электрическим приводом для обеспечения управления по тангажу (угловые движения относительно горизонтальной поперечной оси инерции), рысканию (угловые движения относительно вертикальной оси) и крену (поворот вокруг его продольной оси).
Аэродинамика корабля полностью зависима от работы двигателей, так как корабль не способен к планированию при их выключении.
Именно на кораблях такого класса за 10 лет до событий фильма прибыли на планеты системы чёрной дыры Гаргантюа астронавты в рамках проекта "Миссии Лазаря".
«Лендер 1» и «Лендер 2» (в переводе с английского "lander" - посадочный модуль/спускаемый аппарат) - одноступенчатые тяжелые космические корабли, которые предназначены для доставки припасов и жилых модулей на планетарные поверхности.
В отличие от имеющих аэродинамическую форму «Рейнджеров», «Лендеры» выглядят громоздкими угловатыми аппаратами.
Конструкция «Лендеров» была не оптимизирована для скоростных эффективного полета в атмосфере, но была оптимизирована для атмосферного торможения при доставке на поверхность планет тяжелой полезной нагрузки.
И «Рейнджеры» и «Лендеры» являются довольно эффективными и мощными аппаратами, что позволяет им неоднократно совершать посадку на поверхность планеты и выход на орбиту.
Вообще, о я хотел более подробно рассмотреть в статье «Рейнджеры» и «Лендеры», но решил посвятить им отдельные статьи (по крайней мере "Рейнджерам" точно), так как статья и так затянулась.
Что ж, а на сегодня у меня всё. Ставьте лайк, если Вам понравилась статья и не поленитесь подписаться на мой канал. Удачи.