Потому что там, и наверху, и на местах, такие же... как и мы ))) Тут всё просто. Шойгу озвучил, как должно быть в идеале, но не учёл, что законодательных норм, конкретизирующих порядок проведения именно частичной мобилизации у нас пока нет, и вся призывная вертикаль работает согласно базовым законам от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», на которые опирается соответствующий указ президента от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».
Кроме того, существует Указ Президента РФ от 17 июля 2015 г. N 370 «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации».
Военные — они люди конкретные и прямолинейные. По крайней мере, в своём подавляющем большинстве. И это, надо признаться, их сильная сторона. Приказы должны выполняться в строгом соответствии с уставом и прописанными для них правилами. Иначе это будет не армия, а бардак. Поэтому они берут закон, и выполняют приказ.
Шойгу давал разъяснения для СМИ, но это не приказ для военкомов. Исходя из происходящего, могу предположить, что никаких конкретных уточняющих критериев по вертикали вниз к военкомам от высшего командования не поступало. И вот именно это, на мой взгляд, и вызвало свободу критериев и форм реализации частичной мобилизации на местах.
Поэтому, спускать всех собак на военкомов, как это делают, например, Владимир Соловьёв и Маргарита Симоньян, наверное, не совсем правильно. Военкомы должны выполнять спущенные сверху конкретные указания без вольного их трактования, иначе могут получить нагоняй. Вот они их и выполняют согласно имеющемуся базовому закону.
Я могу быть неправым, но если, скажем, они начнут сортировать военнообязанных по непрописанным документально критериям, их могут обвинить в личной заинтересованности, например, во взятничестве. Может же быть такой вариант? Может. Могут они этого опасаться? Конечно.
Нормальному человеку и так всё понятно, а юристу нет. А военкомы работают в правовом поле. Может, я неправ, но мне кажется, что военкомы могут действительно опасаться, что найдутся юристы, которые смогут на ровном месте сделать военкому неприятности. Поэтому военкомам нужен юридически обязывающий документ с чётко прописанными критериями, чтобы его никто не смог юридически обвинить в заинтересованности.
Да, выявляется и много ошибок. Некоторые даже говорят про саботаж. Но почему я не верю в реальный саботаж на местах? Потому что это было бы самоубийственно для карьеры военных комиссаров. Халатность? Военных можно обвинить в чём угодно, но только не в неподчинении приказам и документам.
Если в случае с появлением на Украине срочников я ещё могу допустить халатность отдельного офицера или нескольких офицеров (в семье не без урода), то в данном случае ситуация, очевидно, слишком массовая, что действительно свидетельствует о слишком рамочном тексте приказа, не прописывающем конкретные критерии отбора.
Другое дело, что даже в рамках свободно трактуемых критериев, ответственные военкомы, понимающие тонкость ситуации и слыша разъяснения Шойгу населению, могли бы взять на себя ответственность, и сами прописать для собственных подчинённых критерии в виде задокументированного приказа для них. Это бы могло их обезопасить от нападков недоброжелательных юристов, поскольку эти критерии действовали бы для всех, а не избирательно. Возможно, большинство военкомов так и поступили. Но нельзя ожидать такой сознательности от всех военкомов.
Кроме того, надо понимать, что военкомы — люди специфические, с военным мышлением, к тому же привыкшие к тому, что очень много гражданских военнообязанных в своё время уклонялись от армии, и теперь они рассуждают не в контексте пользы мобилизованного для страны, а в контексте некой «справедливости», типа, не служил тогда, послужи сейчас. Может быть такая мотивация? Думаю, в отдельных случаях вполне себе может. Человеческий фактор, никуда не деться.
И ещё такой момент. Частичная мобилизация для военкоматов намного сложнее всеобщей, и тут дело даже не в отсутствии соответствующих законов и приказов, а в на порядки большем объёме работ для военного комиссариата, заключающемся в сортировке военнообязанных и в вычленению из них наиболее востребованных армией. Я даже не уверен, а в базе данных ли там лежат все данные, или по старинке — только на картонных карточках... )))
В любом случае, наверное, военкомам проще осуществить «ковровую» мобилизацию, а не частичную. Поэтому самые ленивые из них, вместо, скажем условно, увеличения штата сотрудников, просто массово рассылают повестки по предприятиям. Типа, придут, а там разберёмся.
В общем, сейчас в СМИ поднимается волна негодования по поводу несоответствия слов Шойгу с реальными событиями в военных комиссариатах, плюс раздувание и раскачка темы иноагентами, поэтому, думаю, что вскоре произойдёт хорошая взбучка всего этого тылового хозяйства. Ну и, конечно, должен быть принят уточняющий закон или внутренние циркуляры о частичной воинской мобилизации с конкретикой.
Мобилизация больных и т.п.
В Интернете и телеграм-каналах появляется много информации о призывах людей с пороками сердца при предоставлении всех справок и т.п., то есть, людей, которых нельзя призывать даже по базовому закону о мобилизации. И тут надо относиться к таким сообщениям очень осторожно, сколь авторитетным бы ни был тот или иной телеграм-канал или интернет-издание, озвучившее эту информацию.
Я не могу достоверно верифицировать ни одно такое сообщение. Но видя, сколько в эти дни западные спецслужбы вбрасывают заведомых фейков, нельзя исключать, что в подавляющем большинстве случаев это именно они. Что, однако, не исключает и реальных случаев такого по разным причинам на местах, с которыми надо разбираться отдельно.
А про фейки — даже действующие военные комиссары порой несут чушь про закрытие российских границ для военнообязанных, которое даже и не планируется, что уж говорить про менее авторитетные источники... Так что слушаем только первых лиц.
Заключение
И ещё, всё вертелась у меня на языке, но в основном тексте статьи я это озвучить не рискнул, потому что это всё-таки что-то из теории заговоров. Скажем, Украина заведомо внедрила сеть своих людей в военные комиссариаты, и теперь они специально провоцируют общество на возмущения. Сомнительно, но на месте спецслужб я бы это тоже аккуратно проверил.
В любом случае, во всём разберёмся и со всем справимся. В рабочем порядке, но оперативно. И, надеюсь, без всяких оппозиционных демонстраций.
И ещё одна мысль. На мой взгляд, логичнее было бы вместо частичной мобилизации объявить широкий призыв добровольцев, предоставив им те же льготы, довольствие и доплаты регионов. Эти люди были бы в разы эффективнее на поле боя. Но по какой-то причине была объявлена именно частичная мобилизация. И у меня есть предположение, почему было сделано именно так.
Нынешняя частичная мобилизация — это фактически учения в боевой обстановке на случай необходимости проведения намного более крупной мобилизации в дальнейшем в случае прямого столкновения с вооружёнными силами НАТО. Военные учения регулярно проводились на протяжении многих лет, но ни разу не проводились учения по реальной крупномасштабной мобилизации. Конечно, сейчас и вылезли все ошибки и проблемы, которые больше не должны вылезти в дальнейшем.
И да, фейки про то, что вот-вот проведут вторую волну мобилизации на миллион человек — это таки реально фейки, поскольку неотлаженная ещё система, говорят, не справляется и с первой волной — предвидя это, её даже изначально сильно растянули во времени. Скорее всего, следующая волна будет волной добровольцев, и будет она не раньше 2023-го года, на которой всё, видимо, и закончится, если войска НАТО не вздумают вторгнуться на Украину или в Россию напрямую.
На сегодня всё. Поставьте нравлик, подпишитесь на канал и обязательно изложите в комментариях свою точку зрения на озвученную проблему. Пока!