Лет в 5-6 была я совершенно зачарована «Спящей красавицей» с такими удивительными рисунками – с чудо-феей в кружевном платье и со стрекозиными крылышками, со страшной колдуньей, чья палочка источала чёрный свет, с милой принцессой, которая сначала лежала в золотой колыбельке, а потом спала столетним сном на золотой кровати под балдахином, а рядом, заснув стоя, спали музыканты… и принц в развевающемся плаще несся через зачарованный лес к замку в чёрных зарослях, и совы следили за ним страшными глазами. И принц приехал, и был поражен её красотой, и разбудил принцессу, и музыканты проснулись и заиграли на гобое, лютне и скрипке, и всё было просто чудесно, потому что все испытания и беды позади!
И вот я нахожу эти рисунки, выясняю их авторов, лезу, само собой, в википедию и потом надолго застреваю, упёршись башкой в какие-то свои стереотипы. Ну, просто кажется, что детские книжки иллюстрируют такие чудесные люди, почти волшебники, и кроме картинок для книжек они рисуют весёлые летние пейзажи, зимние солнечные поляны и, не знаю, задумчивых лосей и трудолюбивых бобров, что ли. Ну, в крайнем случае – натюрморты с кружками молока и связками баранок.
А и ничего подобного.
Вот, например, Эрик Булатов –
«характерным и узнаваемым творческим методом Булатова является столкновение плакатного текста, выхваченного из контекста советской действительности, с фигуративной (чаще всего пейзажной, заимствованной из массовой печати) составляющей. В результате художнику удаётся предельно доступным образом проиллюстрировать абсурдность действительности, перенасыщенной символикой советской пропаганды».
Удаётся-удаётся, я смотрела. И вы посмотрите. Хотя общее, наверно, есть – вот эта лаконичность, короткий шаг от изображения – в чувство. Хотя задачи ну совершенно разные, где нежные принцессы, а где полотно «Красный горизонт»?
Или Олег Васильев. У него - дороги, пути, уходящие в ослепительно-белый свет. Опрокинутый мир, на грани окружающей тьмы – и даже если в картине нет человека, есть его присутствие через зрителя. Просто – вроде ты смотришь в монитор, а на самом деле – ступил на дорогу. Или – Дорогу?
Эрик Булатов и Олег Васильев, оказывается, были очень успешными художниками, их картины есть и в Третьяковке, и в Русском музее, и в зарубежных коллекциях. Но это – далёкое будущее. А по молодости оба художника оказались в числе «формалистов» и понимали, что рисовать так, как хочется, в 50-60-70-е годы им никто не даст. Да и они понимают, что надо ещё многому учиться. И они поступают на работу в издательство «Детский мир», затем преобразованное в «Малыш». Главный редактор «Малыша», Юрий Тимофеев, собрал вокруг себя множество талантливых писателей – и Ирину Токмакову, и Виктора Драгунского, и Генриха Сапгира, и многих других. И искал, и находил чудесных иллюстраторов.
И вот Эрик Булатов и Олег Васильев делят год на «светлый» и «тёмный периоды». В тёмный – зарабатывают деньги на детских книжках. И это не халтура – они изучают не только лучших иллюстраторов – Васнецова, Билибина, но и неудачные по оформлению издания, вырабатывают свой стиль. Их рисунки награждаются премиями, приносят достаток – но художникам этого мало. И каждый год, закончив очередной заказ в издательстве, они на несколько дней уходят в лес, в глухомань, чтобы перестроиться, переключиться на себя, своё восприятие. И следующие полгода – рисуют своё, ищут, нащупывают, экспериментируют.
Мне очень нравится, когда мир оказывается шире, огромнее, интереснее, чем казалось. Мне очень нравятся люди, которым недостаточно того, что есть, которые ищут своё и пытаются найти в этом себя.
Но - честное слово - детские иллюстрации Васильева и Булатова мне нравятся не в пример больше вот этих, тревожных, коллекционных, разошедшихся по аукционам. Изумительно лёгкие, воздушные картинки в детских книжках и - при этом какие-то они витражные. Кажется, сквозь рисунки идёт свет.
На картинах художников - попытка прорыва сквозь несвободу. А на детских иллюстрациях рамка-окантовка придаёт камерность и уют.
На серьёзных картинах - мучительный поиск и протест, а на детских - покой и вера в добро, побеждающее зло.
Наверно, всё хорошо на своём месте... Но всё же как я рада, что в моём детстве были иллюстрации Олега Васильева и Эрика Булатова!
Ещё о детской иллюстрации: