Найти в Дзене
История живописи

В тени брата: художница, керамист, дизайнер и иллюстратор Елена Поленова

Продолжая тему художников, оказавшихся в тени более именитых братьев, сегодня статья будет более необычна, нежели ранее, потому как речь пойдет о младшей сестре художника Василия Поленова.

Надо понимать, что во второй половине XIX века, женщины были сильно ущемлены в правах - так, она не могла обучаться в петербургской Академии художеств вместе со своим братом. Поэтому ее обучение ограничилось уроками, на тот момент студента академии Павла Чистякова, который вскоре закончит ее и уедет за границу на стажировку. Но именно его художница будет считать своим главным учителем.

Фотография Е.Д. Поленовой, 1874. Студия Софии фон Фохт, Киев.
Фотография Е.Д. Поленовой, 1874. Студия Софии фон Фохт, Киев.

Тот "потолок", который могли ей тогда предоставить - это рисовальная школа Общества поощрения художников, где ее учителем был, в том числе Иван Крамской. И еще, в 1875 году, Поленова смогла получить диплом домашней учительницы истории, вероятно, по образу ее старшей сестры, которая преподавала в Институте благородных девиц. Но все же преподавание - это было не совсем ее, и через несколько лет она снова поступает в рисовальную школу, но в этот раз сразу в два класса одновременно - акварельный и керамический.

Однако же можно сказать, что именно с Елены Поленовой начался слом стереотипов в тогдашнем достаточно консервативном обществе - ведь именно ее впервые отправят на стажировку за границу, в Париж, причем за успехи именно в живописи по керамике. О том, насколько это необычно для того времени, можно судить по ее письму брату в январе 1880 года:

Какой скандал, Вася, меня посылают в командировку за границу от Общества поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере, в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т. д.
"Зимний пейзаж. Опушка леса", Е.Д. Поленова, 1885. Историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область.
"Зимний пейзаж. Опушка леса", Е.Д. Поленова, 1885. Историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область.

Вернувшись из стажировки, где художница совершенствовала свои навыки в эмали и живописи по керамике, она открывает класс майолики (одной из разновидностей керамики) при рисовальной школе. После переезда в Москву, она вместе с братом начинает часто посещать Абрамцево - место вдохновения многих русских художников того времени. Там Поленова особенно любила писать акварелью запущенные и "дикие" места - она так и напишет об этом своей подруге в письме:

Виды, а уж особенно грандиозные, мне не по натуре. За душу захватывает лишь своя, хорошо знакомая, природа, северная или среднерусская, особенно тогда, когда она выражена в маленьких, ничтожных как будто, но глубоко поэтических уголках. Это мне близко и дорого - это мне и удается.
"Желтые цветы", Е.Д. Поленова, 1885. Музей-заповедник "Абрамцево".
"Желтые цветы", Е.Д. Поленова, 1885. Музей-заповедник "Абрамцево".
"Цветы", Е.Д. Поленова, 1880-е. Башкирский художественный музей имени М.В. Нестерова.
"Цветы", Е.Д. Поленова, 1880-е. Башкирский художественный музей имени М.В. Нестерова.
"Старый сад. Заросли", Е.Д. Поленова, 1887. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Старый сад. Заросли", Е.Д. Поленова, 1887. Русский музей, Санкт-Петербург.

Любопытно, насколько это перекликается с тем, что Левитан писал про русскую природу будучи за границей. Кстати говоря, Исаак Левитан тоже входил в тот самый "абрамцевский кружок", наряду с Коровиным, Серовым, Врубелем и другими известными живописцами.

Там же, в Абрамцеве она познакомилась с Виктором Васнецовым, у которого "набиралась ... понимания русского народного духа". А позднее, когда жена Саввы Мамонтова Елизавета создала в Абрамцево мастерскую резьбы по дереву, Поленова стала ее художественным руководителем. По ее эскизам в русском народном стиле было создано немало предметов мебели и интерьера, которые успешно продавались в то время.

"Столовая в доме Мамонтовых", Е.Д. Поленова, 1884. Музей-заповедник "Абрамцево".
"Столовая в доме Мамонтовых", Е.Д. Поленова, 1884. Музей-заповедник "Абрамцево".
"Иконописная XVI столетия", Е.Д. Поленова, 1887. Третьяковская галерея, Москва. Со второй половины 1880-х годов художница начинает работать с масляными красками.
"Иконописная XVI столетия", Е.Д. Поленова, 1887. Третьяковская галерея, Москва. Со второй половины 1880-х годов художница начинает работать с масляными красками.
"В детской", Е.Д. Поленова, 1892. Челябинский музей изобразительных искусств.
"В детской", Е.Д. Поленова, 1892. Челябинский музей изобразительных искусств.

Также она была известна своими иллюстрациями к детским сказкам. Сама она считала, что это "дело большой важности. Я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада". Листайте галерею и оцените сказочные иллюстрации, созданные Еленой Поленовой:

Одно из таких изданий, 1906 года, вышло в свет уже после смерти Елены Поленовой, рано ушедшей из жизни в результате болезни после несчастного случая - повозка с ней перевернулась на крутом спуске, и она получила сильную травму головы. Горе ее брата, Василия, было безмерным, о чем он напишет в своем письме:

Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и все время шла вперед, и вот, когда талант ее развился и окреп, когда, полная творческих замыслов, она могла бы дать еще много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба ее убивает…
"Без сил, без денег", Е.Д. Поленова, 1895. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.
"Без сил, без денег", Е.Д. Поленова, 1895. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.

Конечно же можно понять чувства художника, однако судьба распорядилась именно так, а с ней не поспоришь. Спасибо, что дочитали, надеюсь, из этой статьи вы почерпнули что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы или предложения - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#живопись #картины #история #художники #искусство #русскаяживопись #культура #искусствоведение