Найти в Дзене
Страницы истории

Христианство в Абхазии в два раза старше российского, а его истоки имеют апостольское происхождение

Христианство в закавказской Абхазии намного древнее христианства российского, практически в 2 раза. По преданиям, христианство в Абхазии имеет апостольское происхождение. Ведь принесли его сюда, еще в I в. н. э., одни из 12 апостолов Иисуса Христа - Андрей Первозванный и Симон Кананит («Ревнитель»).

Апостол Симон Кананит

Апостолы Андрей и Симон прибыли в страну Абазгов (Абхазия) через Каппадокию (территория современной Турции) и прошли с проповедями от южного Черноморского побережья до Себастополиса (сейчас г. Сухум). Здесь пути проповедников разошлись.

Андрей Первозванный продолжил странствие, а Симон Кананит остался проповедовать христианство среди абхазов. Он поселился в Анакопие (сейчас город Новый Афон), в гроте у реки Псырцхи, примерно в 55 году. Когда усилились гонения на христиан, Симон Кананит был обезглавлен римскими легионерами на берегу реки Псырцхи. Сейчас на этом месте установлен крест.

Лобное место, где был казнен Симон Кананит. Фото автора
Лобное место, где был казнен Симон Кананит. Фото автора

В IX-X веках недалеко от этого места, в городе Новый Афон, в его честь был построен храм в византийском стиле, хорошо сохранившийся до наших дней.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне, Абхазия. Фото автора
Храм Симона Кананита в Новом Афоне, Абхазия. Фото автора

Ссыльные христиане

Проникало христианство в Абхазию и с теми римскими солдатами, которые считала себя христианами. Но в основном носителями веры были ссылаемые сюда христи­ане-мученики. В то время эти причерноморские земли были задворками Римской империи и известны были своим отвратительным климатом – жару сменяли ливни, повсюду были болота. Лучшее место для неугодных людей.

В числе сосланных был и Орентий со своими шестью братьями. Во Фракии они были героями. Орентий одержал победу в поединке над скифским вождем Марофом и тем самым остановил нашествие скифов. Братья приняли веру Христа и отказались принести благодарственную жертву языческим богам. За это разгневанный император Максимиан приказал сослать их в страну абазгов (Абхазия). По дороге, один за дру­гим, братья погибли.

Икона: Мученики Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин
Икона: Мученики Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин

Тело последнего было выброшено морем в районе Питиунта (сейчас Пицунда), где он и был погребен. Считается, что именно мученику Орентию по­священа одна из греческих надписей на мозаичном полу алтарной части пицундской церкви, которая переводится так:

«В мо­ление за Оре(нтия?) и за весь его дом».

Первая христианская община на Кавказе

История с Орентием и его братьями произошла на рубеже III-IV вв. н. э., и именно в это время и в этом месте, где сейчас стоит город Пицунда, ранее называемый Питиунт, образовалась первая христианская община на Кавказе. И в 325 г. епис­коп питиунтский Стратофил представил эту общи­ну на 1-ом Вселенском соборе в Никее.

В Абхазию был сослан и патриарх Иоанн Златоуст. Но он не доехал до Питиунта и в 407 году скон­чался. Че­рез 30 лет его мощи перевезли в Кон­стантинополь.

Поэтому самые ранние христианские церкви Абхазии находятся именно в Пицунде, древней Питиунте. И датируются они IV–V вв. н.э. И именно отсюда христианство стало проникать в глубь страны.

Роль императора Юстиниана в продвижении христианства на Кавказк

В целом распространение христианства в Абхазии осуществлялось с большими трудностями и Византийским правителям пришлось потратить для этого много сил и средств. Большая заслуга в продвижении христианства принадлежит Великому императору Юстиниану (годы правления 527-565). Он направил к абазгам своего главного евнуха Евфрата, который, будучи сам абхазом, воздвиг на территории современного Цандрыпша храм Богородицы.

Руины базилики VI века в п. Цандрыпш, Абхазия. Фото автора
Руины базилики VI века в п. Цандрыпш, Абхазия. Фото автора

Юстиниан присылал в Абхазию и священников. По его указанию в Константинополе была открыта христианская школа для детей представителей абхазской знати. Поэтому прежде всего христианскую идеологию приняла элита общества древней Абазгии (Абхазии).

При византийском императоре Юстиниане были созданы автокефальная Абазгская епархия с кафедрой в г. Себастополисе (сейчас г. Сухум). В VI-VII веках в составе Абазгской епархии были созданы кафедры: Цандрыпшская, Питиунтская (Пицунда), Анакопийская (Новый Афон), Себастопольская (Сухкм), Цебельдинская и Гюэносская (Очамчыр). Абазгский архиепископ подчинялся непосредственно архиепископу Константинопольскому.

Таким образом, под воздействием Византии, в VI в. христианство стало государственной религией Абхазии, а организация церковной иерархии создавалась наподобие византийской.