Найти в Дзене
Реплика от скептика

Мамин-Сибиряк, Д.Н. Приваловские миллионы. Отзыв на роман классика

К творчеству Мамина-Сибиряка я обратилась не случайно, а, можно сказать, по поводу. По поводу его грядущего 170-летия. Решила освежить в памяти творчество писателя. Кстати, чтобы не ошибиться в дате, открыла Википедию и аж... удивилась: оказывается, Мамин-Сибиряк родился в... РСФСР! Вот уж поистине - век живи, век учись)))

-2

Ну а "Приваловские миллионы" я взяла, наверное, потому, что помню из детства фильм - хороший, вроде, фильм был, костюмный, исторический, с хорошими актёрами. Вот и решила обратиться к первоисточнику, и даже не буду лукавить, что перечитывала. Читала впервые.

-3

Роман «Приваловские миллионы» - первый из «уральских» романов автора - был написан Маминым-Сибиряком в 1883 году. В этом романе Мамин-Сибиряк показал становление капитализма на Урале и зарождение промышленной буржуазии. Это, несомненно, так, но, если бы роман был только об этом, он потерял бы половину читателей и почитателей.

Сюжет романа таков: в родной уездный город Узел (Екатеринбург) из столицы после 15-летнего отсутствия возвращается Сергей Александрович Привалов, сын покойного золотопромышленника Привалова. Но теперь в доме Приваловых живёт опекун его наследства Игнатий Львович Ляховский, который совместно с другим опекуном – Половодовым - ведёт все финансовые дела, составленные очень хитро. Молодой Привалов хочет с помощью адвоката Верёвкина освободиться от опеки, а опекуны, соблюдая свои денежные интересы, решают затянуть дело, отстранить Привалова от дел и, нащупав его слабое место, заставить его остаться в Узле. Для выполнения этого хитроумного плана было решено с одной стороны применить откровенную волокиту (за это «отвечал» Ляховский), а с другой - использовать женские чары, причём любовь к деньгам для Половодова оказывается настолько сильной, что он не против подставить Привалову даже собственную жену, а потом и возлюбленную.

В романе параллельно развиваются две линии: производственная и любовно-бытовая.

В личной линии и любовь, и балы, и обман, и интриги, и отдых на водах местного масштаба, и даже убийство из-за любви.

Сергей Привалов влюбляется в дочь старого друга и соратника своего отца – Василия Назаровича Бахарева Надежду. Надежда Бахарева – девушка умная и образованная, но её сердце занято. И разочарование Привалова толкает его на ряд необдуманных поступков.

Женские образы выписаны Маминым-Сибиряком гораздо ярче, рельефнее, чем мужские. Тут и сёстры Вера и Надежда Бахаревы, и их мать Марья Степановна, и Зося (Софья Игнатьевна) Ляховская, и Антонида Ивановна Половодова. И по характеру женские персонажи романа более сильные и деятельные. Именно их желаниями и их руками движутся основные линии сюжета. И даже подвижнически-просветительская деятельность Надежды Бахаревой в деревне описана гораздо ярче и интереснее, чем «мужские» занятия по устройству завода и мельницы, по тяжбам за наследство.

Не обошлось, конечно, и здесь без натяжек: с трудом верится, что здоровая молодая девушка чуть не умирает от того, что не приняли её чувства. Но, впрочем, возможно девицы 19 века были более хрупки здоровьем, чем нынче.

Не очень я поняла и поступок Надежды Бахаревой, когда она по своей воле решилась жить со своим возлюбленным невенчаной (не забываем, что большинство персонажей романа происходят из раскольников).

Как смог Привалов в православной церкви обвенчаться с католичкой Зосей, причём никто из молодых веру не менял??

Нелогичны и некоторые поступки других героев, но всё это, видимо, можно оправдать молодостью начинающего писателя.

К «производственной» же теме можно отнести то, как описывает Мамин-Сибиряк становление золотодобывающего промысла на Урале, людей, которые не боялись покинуть родные края ради авантюрного дела, которое могло и не сложиться. Кто-то сгинул в тайге, а кто-то вернулся миллионером. И далеко не всем богатство пошло на пользу. Не каждый рассудок может выдержать вседозволенность, и не каждый человек сможет терпеть рядом с собой самодура, привыкшего к полному подчинению всех окружающих. И, конечно, красной нитью проходит мысль о том, что все богатства золотопромышленников нажиты рабским трудом простых людей. Надежда Бахарева говорит:

«…Мы живем паразитами, и от нашего богатства пахнет кровью тысяч бедняков… Согласитесь, что одно сознание такой истины в состоянии отравить жизнь.

– Вы замечательно смело рассуждаете… – задумчиво проговорил Привалов. – И знаете, я тысячу раз думал то же, только относительно своего наследства… Вас мучит одна золотопромышленность, а на моей совести, кроме денег, добытых золотопромышленностью, большою тяжестью лежат еще заводы, которые основаны на отнятых у башкир землях и созданы трудом приписных к заводам крестьян».

Кроме Варваринских золотых приисков Привалов владеет ещё Шатровскими металлургическими заводами, но он, однако, «…не любит заводского дела и считает его искусственно созданной отраслью промышленности. Но отказаться от заводов он не желает и не может – раз, потому, что это родовое имущество, и, во-вторых, что с судьбой заводов связаны судьбы сорокатысячного населения и будущность трехсот тысяч десятин земли на Урале».

Поскольку заводы построены на земле башкир трудом крепостных крестьян, Привалов желает, получив прибыль с заводов, отдать исторические долги. А сам хотел бы заняться торговлей хлебом. «Но прежде чем можно будет приступить к выполнению этих планов, необходимо очистить заводы от государственного долга».

Взгляды Привалова близки к народническим, он считает, что промышленность в России – это «болезненный нарост, который питается на счет здоровых народных сил. Горное дело на Урале создалось только благодаря безумным привилегиям и монополиям, даровым трудом миллионов людей при несправедливейшей эксплуатации чисто национальных богатств, так что в результате получается такой печальный вывод: Урал со всеми своими неистощимыми богатствами стоил правительству в десять раз дороже того, сколько он принес пользы…»

Но это не означает, что Привалов видит будущее России только в плане развития сельского хозяйства.

«Привалов набросал широкую картину настоящего уральских заводчиков, большинство которых никогда даже и не бывало на своих заводах. Системой покровительства заводскому делу им навсегда обеспечены миллионные барыши, и все на заводах вертится через третьи и четвертые руки, при помощи управителей, поверенных и управляющих. В таких понятиях и взглядах вырастает одно поколение за другим, причем можно проследить шаг за шагом бесповоротное вырождение самых крепких семей. Чтобы вырваться из этой системы паразитизма, воспитываемой в течение полутораста лет, нужны нечеловеческие усилия, тем более что придется до основания разломать уже существующие формы заводской жизни».

Подробности заводских дел в эпоху становления капитализма на Урале, а также юридические казусы в отношении земель башкир, отошедших под заводы, выписаны Маминым-Сибиряком настолько точно, профессионально и подробно, что становится ясно: писал он не просто так, а досконально изучив проблему. Впрочем, это не удивительно, стоит только ознакомиться с биографией писателя.

Есть в романе и своеобразный «новый человек» - Максим Лоскутов – тот, кого полюбила Надежда Бахарева - талантливый, немного не от мира сего, философ и учёный, побывавший в ссылке за свободомыслие, а теперь открывший свой прииск на Урале, «человек, который родился не в свое время». Но характер Лоскутова оказался настолько непрописанным, настолько непонятым самим автором, что, видимо, поэтому, Мамин-Сибиряк решил его убить, причём не традиционным туберкулёзом, а каким-то непонятным нервным расстройством, приведшим к буйному помешательству и смерти.

Я не сразу поняла (сейчас рискую быть обсмеянной), почему местом действия в романе называется то Сибирь, то Урал. Сначала даже думала, что прииски Привалова – в Сибири, а заводы – на Урале. Пришлось полистать атласы, и тогда я поняла, что восточная часть Урала практически является Западной Сибирью (Википедия говорит, что граница между Уралом и Сибирью проходит через город Челябинск). Не зря же сам писатель Мамин присоединил к своей фамилии псевдоним не «Уралец», а «Сибиряк».

Все главы о состоянии заводов с точки зрения экономики я, каюсь, читала через строчку, поскольку написано сложно и непонятно для гуманитарного ума.

К минусам романа я бы отнесла обилие героев, в которых я сразу начала путаться – кто есть кто, кто кому кем приходится. Кроме того, мне показалось, что некоторые сюжетные линии оборваны, например, линия любовной связи Привалова с женой Половодова Антонидой Ивановной.

Сам герой – Сергей Привалов – показался мне каким-то вялым, не особо умным и целеустремлённым: заводы и прииски свои потерял, не разглядел в Зосе пустышку, поддался всем интригам, которые против него затевались; иными словами, пляшет под дудку всех, кто мало-мальски умеет в неё дудеть. Даже в доме своём он живёт только благодаря женитьбе на Зосе, а свои неприятности топит в вине и в карточных играх. И спасает его только женщина.

А что же миллионы? Их-то и нет. Весь роман между аферистами и ворами идёт борьба за эти призрачные приваловские миллионы, которые в итоге растворяются в тумане. Но, как оказалось, не в них счастье.

-4

Прочитать роман можно здесь: https://librebook.me/privalovskie_milliony/vol1/2

#проза_русская

#мамин-сибиряк