Внезапно пришла к тому, что можно в этом полугодии сделать мини-исследование на тему "что не знают те, кто сдавал экзамен по эстонскому уровня B1 и не сдал" (взрослых).
Главное - найти subjects, кого исследовать.
И даже придумала, как - ну, примерно:
1) дать им задание по-эстонски
2) затем попросить выполнить то же задание по-русски
Сравнить, в чём разница. И вот эта разница может показать следующее
гипотеза 1
1) и на русском не знали, что сказать (в английском я часто с таким сталкиваюсь, то есть дело не в языке)
гипотеза 2
2) будут какие-то грамматические конструкции (что-то связанное с синтаксисом), которые нужно доучить
гипотеза 3
3) будет какая-то лексика, которую надо доучивать, причём может оказаться, что не столько тематической лексики не хватает, сколько общей обычной (которая по всем темам, которую в английском называют general vocabulary)
гипотеза 4
4) отсутствуют разговорные или реторические стратегии на обоих языках
Вообще шоколадно было бы найти 2-10 волонтёров-эстонцев, кто бы выполнил то же задание по-эстонски (!), чтобы понимать, как же эти задания надо выполнять. Вот как носитель языка мог бы ответить. Но где их взять, этих волонтёров, и чтобы были просто люди, а не учителей эстонского, у кого профдеформация?
Причём важно, наверное, вычленить два навыка - говорение и письмо, так как чтение и аудирование исследовать малореально. Или сосредоточиться только на письменном или только на устном.
А если, допустим, устный навык - то какие дать задания, чтобы не мудрить? Из konsultatsioonivihik? Или взять образцы с сайта Harno?
Примеры вопросов на устном экзамене по эстонскому на B1 (первое задание, первая часть)
На эти вопросы отвечают по-одиночке
Пример задания номер 1, второй части на уровне B1 - тут нужно по-эстонски задавать вопросы друг другу и договориться, как того требует задание
Чтобы были идеи, к ситуации даётся ещё картинка
Во втором задании - ролевая игра. Каждый получает карточку - карточки друг другу не показывают. Один задаёт вопросы, другой отвечает.
Пример карточки 1A
Пример карточки 1B
Потом меняются ролями и получают второй набор карточек: кто задавал вопросы, теперь отвечает, кто отвечал - задаёт.
Пример карточки 2A
Пример карточки 2B
Cледует отметить, что в примерах на сайте Harno количество ожидаемых вопросах в первой и второй ролевой игре - разное, это немного сбивает с толку, так как неясно, сколько нужно задать вопросов - 5? 8? 10? или сколько успеется? Всё-таки 5 и 8 - на таком уровне есть разница. И у кого спросить - неясно.