Найти в Дзене
Поп-надзор

Taylor Swift – folklore. Краткий гайд по прослушиванию

Оглавление

Привет! Тейлор Свифт выпустила folklore в 2020 году, и очень долгое время он оставался на хайпе в музыкальном мире. Пластинки раскупались, мерч вместе с ним. Свое мнение о пластинке высказывали многие артисты – близкие к Тейлор и не очень.

Но что такого отличает folklore от остальных релизов артистки? Эта статья позволит вам погрузиться в контекст выхода альбома, а также узнать несколько занимательных фактов об этом удивительном релизе.

Промо-фото для альбома
Промо-фото для альбома

Глава 1. Очень странный год

Начало 2020-го. Артисты, ни о чем не подозревая, спокойно записывали свои альбомы, параллельно готовясь к масштабным турам.

И тут ударяет пандемия. Все в шоке – никто не знает, что делать. Происходят негодования как среди фанатов, так и среди лейблов. Как зарабатывать – неясно. Куда девать на 90% готовые альбомы – неясно. Людям хотелось как-то отвлечься.

Многие решили проблему гениально – перенос всего. Туров, альбомов, концертов.

Тут же была записана куча песен на злобу дня. Самые яркие представители - Level of Concern от Twenty One Pilots и Stuck with U Арианы Гранде с Джастином Бибером.

Большие альбомы планировали выпускать Леди Гага и Дуа Липа. Синглы успели выйти заранее: у кого-то недавно, а у кого-то аж год назад. Скрывать было нечего – пришла пора выпускать.

Сначала релизы попытались задержать подольше. Из-за чего произошла неувязка со сливами в сеть. После этого альбомы уже пришлось выкладывать как есть.

Спустя некоторое время артисты начали мириться с тем, что пандемия задержится больше чем на месяц. Потихоньку заготавливали релизы, придумывали концепты и проводили импровизированные рекламные кампании. Их отголоски мы слышим до сих пор. Например, относительно недавний релиз The Loneliest Time за авторством Карли Рэй Джепсен (недоступен на территории РФ) также отсылает нас к пандемийной эпохе.

А что Тейлор?

Год вышел веселым, это понятно. А как его проводила мисс Свифт?

Певица на некоторое время залегла на дно, лишь изредка отмечая свое присутствие в Twitter. Как и остальные артисты. Говорила, как ей грустно из-за отмененного тура. Это тоже делали другие артисты. Но вот записали ли они два примечательных релиза, которые перевернули игру и полностью изменили мнение об артистке среди критиков? Такое было не у каждого.

То есть да, Future Nostalgia от Дуа Липы и Chromatica Леди Гаги, все по-своему хороши. Но то, на что решилась Тейлор...

Глава 2. Откуда не ждали

Пока все думали о том, что Тейлор сидит дома и грустит по поводу перенесенного тура в поддержку альбома Lover, певица не остановила своей творческой деятельности, умудрившись в течение трех-четырех месяцев записать очень, ну очень внезапный релиз: с неожиданным концептом и не менее неожиданными гостями.

О выходе альбома было объявлено заранее. Точнее за один день до него, 23 июля. Сопровождался анонс постом в социальной сети с фотками и новостью о том, что на одну из песен выйдет клип. Все. Никаких синглов, подготовок, рекламы, просто берите – и ешьте.

Чем люди и занялись: полетели оценки на Metacritic, обсуждения альбома в массах, параллельно все заворачивались в пледы в обнимку с чаем и дружно поражались продуктивности Тейлор и производителей мерча для ее магаза.

Альбом вышел 24 июня. А знаете ли вы, какой ещё альбом должен был выйти 24 июля? Donda. Да-да, того самого Канье Уэста, с которым у Тейлор не раз бывали конфликты. Неизвестно, правда, до конца, специально ли Тейлор поставила релиз на тот день или исходила из того, что дата красивая (24.07: 2+4+7 = 13. Счастливое число Тейлор).

Глава 3. А что альбом?

Контекст, в котором вышел альбом, обсудили. Теперь пришла пора обсудить и сам альбом.

Во всей дискографии Тейлор перепробовала большое количество жанров – начиная от кантри, затем поп-рок, даже дабстеба было немножечко. Но того, что было на folklore, мы от Тейлор не слышали никогда: она зарядила пушку инди-фолком.

Такую резкую смену звука Тейлор смогла себе позволить благодаря своим новым сотрудникам, а именно братьям Десснерам из группы The National.

Аарон Десснер спродюсировал большую часть альбома, а именно около 14 песен. Тейлор признавалась, что давно хотела поработать с ним и вот в 2020 эта возможность наконец-то представилась. Десснер же, в свою очередь, изначально был настроен скептически. Он сомневался, удастся ли у них подготовить полноценный релиз в условиях пандемии. Но когда в один из вечеров Тейлор прислала ему почти что готовое демо одного из треков, он решил дать релизу шанс.

По итогу Аарон сейчас трудится еще и над перезаписями старых альбомов Тейлор (их мы обсудим в рамках полноценного обзора). Он также фигурирует в клипах, а сама Тейлор помогала им (группе The National) с отдельным проектом, для которого она не только сочинила название (How Long Do You Think It's Gonna Last?), но и появилась на двух песнях.

Помимо Аарона, над альбомом трудился еще и Джек Антонофф, уже давний сопродюсер Тейлор. Помимо них, над альбомом также постарался парень самой Свифт, Джо Элвин. Вооружившись псевдонимом и пианино, он написал часть партий для exile и betty. Если бы не он, то велика вероятность, что мы бы не услышали мужской вокал на exile. В дальнейшем Джо также работал и над evermore, вторым релизом Тейлор в 2020-м.

Фольклор в письмах

В случае с Тейлор, нельзя обойти стороной и лирику. В народе Тейлор известна как сонграйтер, то есть автор песен. Она поднялась как сонграйтер. Всегда позиционировала себя как сонграйтер. Но того уровня текстов, которым блещет folklore и evermore, Тейлор еще не демонстрировала.

После наивнейшего Lover такая лирика ощущается как совсем что-то непривычное. Ее никак кроме как словом mature, то есть "взрослой, повзрослевшей", описать не получится.

Апогеем нового уровня лирики Тейлор можно считать бонусный трек the lakes. Приведу фрагмент:

I've come too far to watch some namedropping sleaze / Я прошла так далеко не для того, чтобы смотреть на это дешевое бросание имен
Tell me what are my words worth / Скажи, чего стоят мои слова

Тут Тейлор играет с набором слов "words worth", которые произносятся так же как имя знаменитого английского поэта по фамилии Вордсворт (англ. 'Wordsworth'). Эта часть наверняка является аллюзией на "английскость" ее парня, так как он британец. Он смог подарить ей спокойное место, в которое Тейлор и мечтает отправиться.

Тут же вспоминается песня I Know Places с альбома 1989, в которой лиричная героиня также мечтает отправиться в какое-то место, где ее не сможет найти гадкая медийность.

Baby, I know places we won't be found / Любимый, я знаю места, где нас не смогут отыскать

И, как понятно из текста трека the lakes, Тейлор это наконец-то удалось.

Любовный треугольник

Никак нельзя обсудить folklore и не упомянуть про любовный треугольник.

Тейлор довольно навязчиво намекала после релиза альбома о том, что в folklore есть некая история с тремя подростками, которые поголовно друг в друга влюблены.

Фанатам дважды повторять не нужно - за считанные дни они откопали большую часть отсылок, указывающих на то, что в folklore такая история действительно присутствует.

Повествует она о девушке по имени Бетти, которая в юном возрасте начала встречаться с парнем по имени Джеймс. Потом у них что-то стряслось и Джеймс начал встречаться с другой девушкой, имя которой не упоминается. Совсем скоро, однако, а именно в начале учебного года, Джеймс опоминается и начинает жалеть о своей измене. Одурманенный мыслями о скорой встрече, Джемс посещает вечеринку Бетти, волнуясь о том, примет ли она его после всех приключений.

Чтобы стало понятнее, давайте пробежимся по трекам, которые относят к данной истории:

• cardigan (повествование идет от лица Бетти. Скорее всего спустя много лет после описанных событий);

• august (от лица неназванной девушки, которую фанаты прозвали Августиной. Она поет об отношениях с Джеймсом и о том, как сильно ждала каждой их встречи);

• betty (от лица Джеймса, где он рассказывает о том, что произошло между ним с Августиной. К отношениям с ней он относится как к ребяческой летней забаве ('just a summer thing'). В каждом припеве он, как бы решаясь, поет о том, что сомневается, сможет ли Бетти простить его за то, что он натворил).

Конца у истории нет. Если за него считать песню cardigan, то обрывается ее повествовательная часть на словах:

And I knew you'd come back to me / И я знала, что ты вернешься ко мне
<...>
You'd come back / Что ты вернешься

То есть Бетти понимала, что после всех этих измен Джеймс не сможет выкинуть из головы их отношения и все-таки вернется. Но вот о том, как Бетти отреагировала и продолжили ли они встречаться, история, как это часто бывает, умалчивает.

Если вас интересуют полные переводы песен, то рекомендую ознакомиться со статьей в группе ВКонтакте Taylor Swift RU. В случае, если у вас проблемы с английским или вы не можете понять какой-то момент в песне, ресурс вполне поможет. Я посмотрел парочку их переводов и могу заверить вас в качестве их подхода.

Заключение

Важно уточнить: своим обзором я не стремился затронуть все отсылки альбома. Скорее всего, это и не получилось бы. Точно не в рамках обзорной статьи. Недосказанность альбому даже к лицу, ведь она открывает безграничное поле для теорий и поиска дополнительного смысла. Тем же, кому этим заниматься не хочется, я советую послушать пластинку самостоятельно. Не понравятся тексты, возможно, вас зацепят аранжировки. Тем более если вам по душе инди.

Ну и наконец поделюсь собственным мнением: я уверен, что этот альбом нужно разбирать в школе на уроках литературы. Я даже не шучу. Мне кажется, что некоторым деталям в нем, метафорам не отдается достаточно внимания. По этой причине я написал этот обзор. Данной пластинкой Тейлор хотела развлечь себя в не самый лучший год, а в итоге получился вполне серьезный пласт из интереснейших историй, лирики и музыки.

Надеюсь, что вам понравился обзор. Пишите, нравится ли вам folklore и его "вселенная", в комментариях.

Ну а я приглашаю вас (тех, кто этого еще по какой-то причине не сделал) ознакомиться с альбомом. Увидимся в следующем обзоре!