Найти тему
Пикабу

Медленное чтение

После вот этого комментария:

#comment_251904998

Да и просто невозможно с одинаковой скоростью читать, к примеру, Лукьяненко и Оргтегу-и-Гассета. Просто находить знакомые буквы да, можно с одинаковой. Но если хочешь понять смысл прочитанного, да ещё и останавливаться на подумать в процессе, то не получится.

Медленное чтение — это намеренное снижение скорости чтения.

Цель медленного чтения — улучшение понимания текста или получение удовольствия.

Метод медленного чтения позволяет более полно понять и оценить сложный текст при изучении философии и литературы. Однако в последнее время наблюдается повышенный интерес к медленному чтению как направлению в рамках медленного движения.

Про медленное движение я уже писал на Пикабу, но не в книжном сообществе, а у психологов: Медленная жизнь...

Авторы текстов на социальные темы все больше рассуждают о необходимости снижения темпа жизни в современном компьютеризованном мире, о плюсах медленного медитативного подхода в различных сферах, и чтение не является исключением. Быстрое чтение для получения информации противопоставляется медленному и вдумчивому чтению, чтению для удовольствия и понимания.

Медленное — Близкое — Глубокое.

В литературной критике медленное чтение иногда называют «близкое чтение» — это метод литературного анализа, предполагающий внимательное и тщательное изучение классической литературы. Менее распространенным является термин «глубокое чтение».

Медленное чтение является методологическим антиподом скоростного чтения, включающего в себя особую тренировку для увеличения скорости чтения без отрицательного влияния на понимание и такие методики, как скорочтение, сканирование — просмотр текста с целью поиска ключевых деталей, скимминг — чтение с целью понять основную идею текста, прежде чем выделить детали.

Медленное чтение в торопливую эпоху:

Самое раннее упоминание о медленном чтении содержится в предисловии Фридриха Ницше к книге «Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках», изданной в 1887 году:

«Прежде всего, будем говорить медленно… С такой книгой, с такой проблемой нет надобности торопиться; кроме того, мы оба — я и моя книга — друзья медлительности. Не напрасно мы были филологами, не напрасно мы были учителями медленного чтения, - наконец, мы и пишем тоже медленно. Теперь это сделалось не только моей привычкой, но и вкусом — может быть, дурным вкусом? Филология — именно то заслуживающее уважения искусство, которое от своего почитателя требует, прежде всего, одного — идти стороной, давать себе время, быть тихим, медленным, как ювелирное искусство слова, которое исполняет только тонкую, осторожную работу и которое может испортить все, если будет торопиться. Именно потому оно теперь необходимее, чем когда-нибудь, именно потому-то оно влечет и очаровывает нас, в наш век “работы”, век суетливости, век безумный, не щадящий сил, поспешности, — век, который хочет успеть все и справиться со всем, с каждой старой и с каждой новой книгой. Филология не так быстро успевает все — она учит читать хорошо, т.е. медленно, всматриваясь в глубину смысла, следуя за связью мысли, улавливая намеки; видя всю идею книги, как бы сквозь открытую дверь… ».

Я хочу заметить, что предисловие написано в 1886 году, то есть слова:

...век “работы”, век суетливости, век безумный, не щадящий сил, поспешности...

Относятся к 19 веку (сейчас 21 век! а так и не скажешь...), а так и не скажешь...

Профессор Хьюстонского университета Дэвид Микикс в книге «Медленное чтение в торопливую эпоху» описывает историю медленного чтения, утверждая, что идея существует примерно с 200 года н. э., когда раввины читали и обсуждали библейские тексты.

Однако современные принципы движения получили своё развитие около шестидесяти лет назад в Гарвардском университете, где Рубен Бауэр и коллеги обучали студентов технике вдумчивого чтения и анализу выбора авторами определённых слов в контексте произведений. Чтение, по их мнению, требовало достаточно времени, чтобы познакомиться с книгой, понять её ритм и атмосферу.

Термин «глубокое чтение» (англ. «deep reading») был предложен в 1994 году американским эссеистом и литературным критиком латвийского происхождения Свеном Биркертсом. В книге «Элегии Гутенберга» Биркертс заявил:

«Чтение — контролируемый нами процесс, адаптируемый к нашим потребностям и ритмам. Мы свободны в том, чтобы давать волю нашим субъективным ассоциативным импульсам; я бы обозначил это термином „глубокое чтение“ — медленное и медитативное погружение в книгу».

Термин Свена Биркертса соответствует пониманию Рубена Брауэра и Дэвида Микикса: замедление в темпе чтения позволяет не только лучше понять смысл книги, но и определяет глубину эмоционального отклика на прочитанное. Брауэр противопоставляет медленное чтение словесному потоку на телевидении и в газетах; Биркертс — возрастающему влиянию Интернета.

Дэвид Микикс ссылается на работу американского писателя и теоретика медиа Нила Постмана «Развлекаемся до смерти», описывающую нравы гражданина XIX века, который слушал политические выступления и осознавал их смысл, опираясь на культуру чтения.

Постман подчеркивал, что чтение книг важно для развития рационального мышления и политической проницательности. Американский писатель Мортимер Адлер в 1940-х — 50-х годах был обеспокоен тем, что люди не будут читать книги, так как станут воспринимать только Пикабу картинки — телевизионные изображения.

Но никто не мог предвидеть, что в будущем люди будут читать много некачественного текста. В непрекращающемся потоке текстов сообщений, твитов и электронной почты современные читатели постепенно теряют навык вдумчивого чтения, а постоянное переключение между несколькими источниками информации снижает концентрацию внимания.

Карл Оноре (об этом мужике было в прошлой заметке), сторонник медленного движения, в книге «Без суеты: Как перестать спешить и начать жить» рекомендует медленное чтение как одну из практик отвлечения от быстрых темпов современной жизни.

Канадский автор Джон Мьедема в книге «Медленное чтение» ссылается на работу Карла Оноре и сравнивает медленное чтение с медленной едой. Сторонники движения медленной еды предпочитают местные продукты и кулинарные традиции, аналогично концепция медленного чтения может быть расширена за счет продвижения публичными учреждениями культуры произведений местных авторов. Он подчёркивает:

«Медленное чтение — это не постоянное чтение в максимально медленном темпе, но скорее право на сознательное замедление».

Эта цитата специально для тех, кто скажет о том, что ничего не успеет, если всегда будет очень медленно читать!

Мьедема рассматривает различные типы и цели чтения в интерактивной среде и делает вывод, что формат оказывает влияние на стиль чтения и процесс обработки текста человеческим мозгом: «существует тесная взаимосвязь между применяемыми средствами для чтения — книгами или электронными устройствами — и тем, как мы читаем и думаем <...>. Цифровые технологии предпочтительнее для поиска и просмотра коротких фрагментов, <...> медленное чтение книги по-прежнему необходимо для воспитания грамотности и способности к расширенному линейному мышлению».

На основе научных исследований Джон Мьедема утверждает пользу методики медленного чтения для развития творческого воображения у взрослых и детей, стимулирования их способности к решению проблем и восприятия чтения как исключительно приятного переживания в повседневной жизни. Он анализирует некоторые неврологические аспекты чтения, особый интерес представляет исследование отсроченной на миллисекунды передачи нервного импульса между нейронами. Аргументом против утверждения о положительной роли быстрой передачи нервных импульсов в ЦНС являются слова автора:

«В процессе эволюции нашего мозга замедленная передача нервных импульсов — это часть общего процесса обработки информации».

В исследовании 1998 года нейропсихолог Виктор Нелл показал, что во время естественного чтения отмечается существенная изменчивость его скорости, причем вызывающие наибольшее удовольствие страницы читаются значительно медленнее.

Профессор Йельского университета Lancelot R. Fletcher утверждает, что цель медленного чтения — не стимулирование творческого воображения читателя, а способ раскрытия авторского замысла.

«Цель обучения медленному чтению <...> — это изменить привычный способ чтения, <...> предоставить ученикам <...> некоторый критический доступ к их собственной интерпретационной деятельности. Цель состоит в том, чтобы у учащихся не осталось заблуждения, что текст — это то, что они сами хотят из него сделать».

Ланселот Флетчер замечает, что медленное чтение начинается с возвращения к уже прочитанному.

«Если быть более точным, медленное чтение начинается с остановки, с поворота. В привычках чтения мы похожи на водителей: мы несемся по шоссе к пункту назначения и вдруг начинаем замечать, что картины вдоль дороги выглядят как-то необычно. Мы думаем, что неверно истолковали дорожный знак, который проехали несколько километров назад, а затем внезапно осознаем, что ехали так быстро в неправильном направлении! Мы разворачиваем машину и едем назад, чтобы ещё раз взглянуть на этот знак, и тогда мы оказываемся в режиме медленного чтения».

По его мнению, практику медленного чтения можно назвать экспериментом, преследующим более глобальную цель, чем просто диалог с автором книги:

«Это вопрос о том, может ли медленное чтение способствовать восстановлению искусства разговора, при котором слушать собеседника не менее важно, чем говорить самому».

Медленное чтение как часть медленного движения.

В настоящее время существует сайт медленного движения, который предоставляет доступ к информации, ресурсам, услугам и сетевым возможностям всем, кто интересуется изучением экологического мышления, жизни и взаимодействия в мировом сообществе. Создатели сайта утверждают, что лучший способ быть частью медленного движения — это читать хорошие книги.

Движение «Медленные книги» (англ. «Slow Books») ставит своей целью возвращение к чтению книг, доставляющих истинное удовольствие. Трейси Сили (англ. Tracy Seeley), преподаватель английского языка из Университета Сан-Франциско и автор блога о медленном чтении, считает, что медленное чтение не должно быть занятием только для интеллектуалов, хотя это движение и возникло в академических кругах:

«Тщательное медленное чтение и глубокое внимание — это вызов для всех нас».

Звучит, конечно, круто!

Хотя похоже, что сам Трейси этот вызов не потянул, так как последней записи в том блоге более 10 лет...

Видео:

Татьяна Двойникова.

Это ведущий библиотекарь отдела информационных технологий калининградской областной научной библиотеки.

.
.

В начале года, когда многие из нас успели уже здорово замедлиться на новогодних праздниках, или хотя бы очень хотели это сделать, самое время поговорить о так называемом «медленном движении» (движение за улучшение качества жизни людей благодаря сознательному замедлению ритма жизни). Калининградская областная научная библиотека – одно из лучших для этого мест, так как именно в нашей области находится единственный в России город, принятый во всемирную ассоциацию «медленных городов», Светлогорск. Для начала мы поговорим немного о «медленном движении» в целом, а затем о его отдельном направлении, имеющем самое прямое отношение к библиотекам – о «медленном чтении», о различных приёмах, которые помогают читать художественную литературу более вдумчиво и получать от неё как можно больше удовольствия.

Книги:

Сергей Поварнин: «Как читать книги».

Дэвид Миккс: «Медленное чтение в торопливую эпоху».

Карл Оноре: «Без суеты. Как перестать спешить и начать жить».