Почему он морочит людей? И как выглядит?
У меня возникли эти вопросы, когда я только-только начал изучать российский фольклор семнадцать лет назад.
Мне показалось странным поведение людей, которые выворачивали одежду на изнанку и другую дичь делали, чтобы задобрить хозяина дубрав, ельников, березняков и прочих рощ…
Сегодня многие (не только художники) ассоциируют лешего с ходячим бревном.
Энтом то есть, не зная, что этот образ заимствован из валлийского фольклора.
Вероятно, Джона Рональда Толкина, художественно его описавшего, вдохновило предание о том, как лес сошёлся в сражении с войсками Аннона (потустороннего мира):
«На битву первыми шли деревья, старшие в роде,
А юные ива с рябиной процессию замыкали;
От запаха крови пьян, шагал терновник колючий;
Ольха устремлялась в бой, подняв могучие ветви;
И розы свои шипы к врагу простирали в гневе;
Кусты малины пришли, покинув лесную чащу;
И жимолость ради битвы презрела свою ограду,
И плющ вместе с ней, и вишня, что шла на битву со смехом…»
И так далее.
А что же известно о лешем из нашего фольклора?
Елена Евгеньевна Левкиевкая, автор труда «Мифы русского народа» пишет следующее на основании полевых исследований:
«Леший – один из наиболее значительных персонажей этого рода. В отличие от дома, который считался «своим», человеческим владением, лес воспринимался как опасное и чуждое человеку пространство, одно из воплощений иного мира и место скопления нечистой силы.»
Любопытным читать здесь дальше.
(О бабе Яге, изображённой на обложке, статья тут.)
Я же дам небольшую выжимку цитатами:
«Часто лешего представляли в виде обыкновенного мужика или старика с белой бородой, одетого в привычную крестьянскую одежду: кафтан, армяк, балахон, лапти, сапоги, колпак, шапку из лоскутьев, а в поздних былинках ему приписывают современную одежду – шляпу, ботинки.»
«Характерная черта лешего – его способность изменять свой рост. Чаще обычного человеческого, но вдруг как возьмёт да подымется вровень с верхушками самых высоких деревьев или сделается ниже травы.»
«Он может превращаться в любого зверя и любую птицу, которые водятся в его владениях (чаще всего – в зайца, белого волка, филина), в дерево, куст или гриб.»
То есть в XIX-XX вв. леший воспринимался как оборотень, способный быть кем угодно, но предпочитавший чаще антропоморфный облик.
Но при этом «о происхождении лешего не сохранилось чётких представлений».
Только не бывает этого: фольклор очень логичен всегда, и, если правильно копать в нужном направлении, найдётся первоисточник.
И стал я рыть.
Какие факты о лешем указывают на происхождение? Мелкие, диссонирующие с логикой, подчас незначительные вроде бы детали.
1. Изменение роста: то низкий, то высокий. (С чего вдруг? Может на дыбы вставал?).
2. Когда он идёт по лесу, деревья ломаются – хруст чудовищный стоит. (Кто обычно «пробирается сквозь валежник»?).
3. Живёт под вывороченным из земли большим корнем. (Чьё логово там же?).
4. Ему делали и делают относы (подарки) на пенёк и просят не трогать скот на полях. (Странно, не правда ли: где лес, а где поля?)
5. Чтобы блуждать перестать, надо вывернуть всю одежду на изнанку. (Тоже странно… А может не всю, а только шубу мехом наружу, чтобы уподобиться зверю?)
И т.д., и т.д., и т.д.
Разбор этих фактов занёс меня в более ранний финно-угорский фольклор.
Там леший зовётся Ворсой и особая его черта – мохнатые уши.
А обряд с выворачивание шкуры наружу сохранился в свадебной традиций.
Но почему?
Да потому что он никто иной как… МЕДВЕДЬ!
И сразу всё на свои места встало.
А гипотеза эволюционировала в теорию, когда подтвердилась современным отношением марийцев (потомков финно-угров) к лесному хозяину.
Их обрядовость задабривания медведя полностью идентична обрядовости задабривания лешего у русских:
«При входе в лес медведю оставляют угощение на пеньке и просят о помощи. Причём лучшими «подарками» считаются, которых в лесу не найти: лепешки, блины и т. п.»
«Информанты объясняют это достаточно просто. Места выпаса скота часто находятся рядом с лесом. В моём детстве, например, из-за сельхоз. угодий и занятых мест под покос травы стада могли пасти в т.ч. на больших полянах в лесу. Стадо не будет спокойно пастись и отдыхать на месте, где часто ходит медведь и др. хищники.»
То есть получается, леший изначально – Медведь.
А заимствование образа произошло логично-естественно: славяне в древности пришли на земли финно-угров (что подтверждается археологией), и, чтобы защитится от медведей, переняли обрядовость. Постепенно источник традиции забылся, поэтому леший приобрёл сначала зооморфные, потом антропоморфные, и, наконец, фитоморфные черты!
И это провоцирует новый вопрос: «Как на самом деле выглядит шурале?». Его отождествляют с лешим, но это не правда, а… Об этом уже написана статья!
***
Данное исследование легло в основу интерактивной книги «Там, на разведанных дорожках», которую можно почитать тут (версия для компьютеров и ноутбуков).
Благодарю за прочтение!
(Вся информация для проекта взята из научных источников.)
П.С. (по секрету): мы создали специальную страницу для сбора средств на разработку аутентичных фольклорных игр.
#Леший – не#энт и не человек, а #хозяин лесов – #медведь
#Интерактивная книга #Там, на разведанных дорожках