Найти тему
AAA в Дзене

Кто такой на самом деле леший?

Почему он морочит людей? И как выглядит?

У меня возникли эти вопросы, когда я только-только начал изучать российский фольклор семнадцать лет назад.

Мне показалось странным поведение людей, которые выворачивали одежду на изнанку и другую дичь делали, чтобы задобрить хозяина дубрав, ельников, березняков и прочих рощ…

Сегодня многие (не только художники) ассоциируют лешего с ходячим бревном.

(Изображение взято из публичного источника.)
(Изображение взято из публичного источника.)

Энтом то есть, не зная, что этот образ заимствован из валлийского фольклора.

Вероятно, Джона Рональда Толкина, художественно его описавшего, вдохновило предание о том, как лес сошёлся в сражении с войсками Аннона (потустороннего мира):

«На битву первыми шли деревья, старшие в роде,

А юные ива с рябиной процессию замыкали;

От запаха крови пьян, шагал терновник колючий;

Ольха устремлялась в бой, подняв могучие ветви;

И розы свои шипы к врагу простирали в гневе;

Кусты малины пришли, покинув лесную чащу;

И жимолость ради битвы презрела свою ограду,

И плющ вместе с ней, и вишня, что шла на битву со смехом…»

И так далее.

(Изображение взято из публичного источника.)
(Изображение взято из публичного источника.)

А что же известно о лешем из нашего фольклора?

Елена Евгеньевна Левкиевкая, автор труда «Мифы русского народа» пишет следующее на основании полевых исследований:

«Леший – один из наиболее значительных персонажей этого рода. В отличие от дома, который считался «своим», человеческим владением, лес воспринимался как опасное и чуждое человеку пространство, одно из воплощений иного мира и место скопления нечистой силы.»

Любопытным читать здесь дальше.

(О бабе Яге, изображённой на обложке, статья тут.)

(Изображение взято из открытых источников.)
(Изображение взято из открытых источников.)

Я же дам небольшую выжимку цитатами:

«Часто лешего представляли в виде обыкновенного мужика или старика с белой бородой, одетого в привычную крестьянскую одежду: кафтан, армяк, балахон, лапти, сапоги, колпак, шапку из лоскутьев, а в поздних былинках ему приписывают современную одежду – шляпу, ботинки.»

«Характерная черта лешего – его способность изменять свой рост. Чаще обычного человеческого, но вдруг как возьмёт да подымется вровень с верхушками самых высоких деревьев или сделается ниже травы.»

«Он может превращаться в любого зверя и любую птицу, которые водятся в его владениях (чаще всего – в зайца, белого волка, филина), в дерево, куст или гриб.»

То есть в XIX-XX вв. леший воспринимался как оборотень, способный быть кем угодно, но предпочитавший чаще антропоморфный облик.

Живопись Константина Васильева с сайта https://www.konstantinvasiliev.ru/
Живопись Константина Васильева с сайта https://www.konstantinvasiliev.ru/

Но при этом «о происхождении лешего не сохранилось чётких представлений».

Только не бывает этого: фольклор очень логичен всегда, и, если правильно копать в нужном направлении, найдётся первоисточник.

И стал я рыть.

Какие факты о лешем указывают на происхождение? Мелкие, диссонирующие с логикой, подчас незначительные вроде бы детали.

1. Изменение роста: то низкий, то высокий. (С чего вдруг? Может на дыбы вставал?).

2. Когда он идёт по лесу, деревья ломаются – хруст чудовищный стоит. (Кто обычно «пробирается сквозь валежник»?).

3. Живёт под вывороченным из земли большим корнем. (Чьё логово там же?).

4. Ему делали и делают относы (подарки) на пенёк и просят не трогать скот на полях. (Странно, не правда ли: где лес, а где поля?)

5. Чтобы блуждать перестать, надо вывернуть всю одежду на изнанку. (Тоже странно… А может не всю, а только шубу мехом наружу, чтобы уподобиться зверю?)

И т.д., и т.д., и т.д.

Разбор этих фактов занёс меня в более ранний финно-угорский фольклор.

Там леший зовётся Ворсой и особая его черта – мохнатые уши.

Живопись Игоря Ожиганова. (Изображение взято из публичного источника.)
Живопись Игоря Ожиганова. (Изображение взято из публичного источника.)

А обряд с выворачивание шкуры наружу сохранился в свадебной традиций.

Но почему?

Да потому что он никто иной как… МЕДВЕДЬ!

И сразу всё на свои места встало.

А гипотеза эволюционировала в теорию, когда подтвердилась современным отношением марийцев (потомков финно-угров) к лесному хозяину.

Их обрядовость задабривания медведя полностью идентична обрядовости задабривания лешего у русских:

«При входе в лес медведю оставляют угощение на пеньке и просят о помощи. Причём лучшими «подарками» считаются, которых в лесу не найти: лепешки, блины и т. п.»

«Информанты объясняют это достаточно просто. Места выпаса скота часто находятся рядом с лесом. В моём детстве, например, из-за сельхоз. угодий и занятых мест под покос травы стада могли пасти в т.ч. на больших полянах в лесу. Стадо не будет спокойно пастись и отдыхать на месте, где часто ходит медведь и др. хищники.»

То есть получается, леший изначально – Медведь.

Медведя нарисован Региной Загировой для интерактивной книги «Там, на разведанных дорожках». Фоном является полотно Константина Васильева «Ель» с сайта https://konstantinvasiliev.ru/
Медведя нарисован Региной Загировой для интерактивной книги «Там, на разведанных дорожках». Фоном является полотно Константина Васильева «Ель» с сайта https://konstantinvasiliev.ru/

А заимствование образа произошло логично-естественно: славяне в древности пришли на земли финно-угров (что подтверждается археологией), и, чтобы защитится от медведей, переняли обрядовость. Постепенно источник традиции забылся, поэтому леший приобрёл сначала зооморфные, потом антропоморфные, и, наконец, фитоморфные черты!

И это провоцирует новый вопрос: «Как на самом деле выглядит шурале?». Его отождествляют с лешим, но это не правда, а… Об этом уже написана статья!

***

Данное исследование легло в основу интерактивной книги «Там, на разведанных дорожках», которую можно почитать тут (версия для компьютеров и ноутбуков).

Благодарю за прочтение!

(Вся информация для проекта взята из научных источников.)

П.С. (по секрету): мы создали специальную страницу для сбора средств на разработку аутентичных фольклорных игр.

#Леший – не#энт и не человек, а #хозяин лесов – #медведь

#Интерактивная книга #Там, на разведанных дорожках

#Фольклор #Культура #Искусство