Найти тему
CINEMA

В основе фильма «Возвращение «Святого Луки» лежит реальная история похищения этой картины из Пушкинского музея в Москве

Трилогия из детективных фильмов о полковнике Зорине с Всеволодом Санаевым в главной роли была очень популярна среди советских зрителей в 70-х годах. Известно, что первый фильм «Возвращение «Святого Луки» был создан на основе реальных событий, произошедших у нас в стране в середине шестидесятых годов. В этом фильме впервые в советском кинематографе была поднята тема хищений ценных произведений искусств из музеев СССР уже в современной истории страны.

Работа голландского живописца Франса Халса «Святой Лука», как и ещё три его картины с изображениями святых Иоанна, Марка и Матфея, были приобретены российской императрицей Екатериной Великой еще в конце восемнадцатого века.

Некоторое время эти четыре картины находились в запасниках Эрмитажа, а позже были перевезены Потёмкиным на Украину. По замыслу Екатерины, картины предназначались для украшения украинских католических храмов с целью налаживания добрых отношений с представителями католической церкви на территории Российской империи.

После Октябрьской революции все четыре картины пропали. Однако в середине пятидесятых годов «Святой Лука» появился на одесском рынке как «старинная работа неизвестного художника». Её посчитали малоценной, и картина продавалась всего за 9 советских рублей. Московские специалисты из Пушкинского музея, прослышав о такой продаже, выкупили «Святого Луку» у частотного лица, а чуть позже нашли и «Святого Матфея» в запасниках одного из закарпатских краеведческих музеев.

"Возвращение "Святого Луки" (1970).
"Возвращение "Святого Луки" (1970).

Обе картины перевезли в Москву, где они экспонировались в Пушкинском музее. Позже наши искусствоведы выяснили судьбу и двух других работ Халса. Оказалось, что «Святой Иоанн» находится в одном из музеев Лос-Анджелеса, а «Святой Марк» тоже в США, но в частной коллекций. Кстати, в 2013 году «Святой Марк» был выкуплен у американца для нашего музея имени Пушкина.

Так получилось, что именно «Святой Лука» в 1965 году был первым выставлен в экспозиции Пушкинского музея. Но буквально через несколько дней сотрудники музея обнаружили, что картина была кем-то вырезана из рамки и исчезла.

"Возвращение "Святого Луки" (1970).
"Возвращение "Святого Луки" (1970).

По иронии судьбы, за несколько дней до этого министр культуры Екатерина Фурцева в интервью западным журналистам уверенно заявила, что в СССР, в отличие от западных стран, музейные ценности не крадут. Ситуацию усложняло и то, что наличие в нашем музее «Святого Луки» было уже официально подтверждено советскими властями.

"Возвращение "Святого Луки" (1970).
"Возвращение "Святого Луки" (1970).

Поэтому, если бы картина позже вдруг всплыла где-нибудь на Западе, то произошел бы большой конфуз как для нашей страны, не способной хранить свои музейные ценности, так и для министра Фурцевой, которая не отвечает за свои слова.

"Возвращение "Святого Луки" (1970).
"Возвращение "Святого Луки" (1970).

Поэтому дело о краже картины сразу же засекретили, а на её поиски бросили самых опытных работников МВД и уголовного розыска. Также были привлечены и службы КГБ, которые отвечали за то, чтобы картина не пересекла наши границы.

В итоге картина была найдена и вернулась в музей буквально через три месяца после похищения.

Но история её кражи была более прозаичной и менее интересной, чем позже было показано в фильме.

"Возвращение "Святого Луки" (1970).
"Возвращение "Святого Луки" (1970).

Всё началось с того, как некий молодой человек по имени Валерий Волков устроился в Пушкинский музей столяром-мебельщиком и реставраторам по дереву. Для работы в престижном заведении требовался диплом, который он пообещал принести чуть позже. Но такого диплома у Волкова не было, так как вместо института он пять лет отсидел в тюрьме.

Помочь с изготовлением диплома ему пообещал один из приятелей. Но в обмен он попросил вынести из музея картину. Волков выкрал указанное им полотно (Святой Лука) и передал приятелю. Но взамен так и не получил обещанный документ. Тогда Волков подключил к делу своих криминальных знакомых. Те надавили на нечестного приятеля, и тот вернул картину Валерию Волкову.

Но что с ней делать дальше? Валерий даже не понимал её настоящую ценность. Волков пошёл на Арбат и попытался продать её, как «работу неизвестного мастера времён Рембрандта» кому-нибудь из иностранцев. Первым «иностранцем», который заинтересовался этой картиной, был работник КГБ, выдававший себя за богатого немца.

Во время передачи картины Волкова с поличным арестовали. В итоге он получил 10 лет тюрьмы и взыскание приличной суммы на реставрацию полотна.

Франс Халс. "Святой Лука". 1625 год.
Франс Халс. "Святой Лука". 1625 год.

Через пять лет после происшествия было принято решение снять художественный фильм по мотивам этой кражи и её успешного раскрытия. Дело в том, что слухи о краже особо ценной картины из известного советского музея распространились не только у нас в стране, но и за рубежом. Но на все вопросы западных журналистов, касающиеся этих событий и слухов, наши официальные лица отвечали, что никто картину не крал, а просто она несколько месяцев находилась на реставрации.

Фильм специально постарались снять так, чтобы, как позже признался один из высокопоставленных чиновников Министерства культуры: «фикционализировать историю и таким образом представить её недостоверной».

Что интересно, через много лет, уже в конце 80-х, по распоряжению одного из руководителей Минкульта, картину «Святой Лука» передали в Одессу, в художественный музей.

Картина в одном из залов одесского музея.
Картина в одном из залов одесского музея.

Сегодня бесценная работа Франса Халса «Святой Лука» является собственностью Одесского Музея западного и восточного искусства Министерства культуры Украины.

__________________