Найти тему

История food фотографии. Как и зачем фотографируют еду.

Давайте поговорим об истории и современных тенденциях в съемке еды. Если вы считаете, что еду начали фотографировать, как только появились смартфоны, то это не так. Вас ждет много букв и много-много интересных фотографий.

Зачем вообще нужны фотографии блюд и напитков? Сразу можно выделить два применения: декоративное и прикладное.

В первом случае изображения используются оформления интерьеров ресторанов, кафе, магазинов. И даже для частных коллекций. Во втором это фотосъемка еды и напитков для:

- меню ресторанов, баров и кафе;
- рекламных целей, например, для продвижения в соцсетях;
- визуализации процесса приготовления блюд для кулинарных блогов, книг и журналов;
- кулинарных фестивалей, конкурсов и выставок;

В основе большинства современных трендов и течений фуд фотографии лежат приемы живописи, которые использовались в прошлых столетиях. Глядя на современные фуд фотографии, можно найти первоисточники в классической живописи, а также у фотографов 20 столетия.

История изображения еды начинается в 16 веке в Голландии. А в 17 веке натюрморт с едой оформился в самостоятельный жанр изобразительного искусства. Одними из самых известных мастеров натюрморта были голландцы: Виллем Кальф, Питер Клас, Виллем Клас.

Они уже тогда работали над композицией, над сочетанием цветов и фактур. И сейчас мы все пользуемся плодами их трудов. Используем световые и цветовые схемы - основы которых заложили голландские живописцы.

Виллем Кальф
Виллем Кальф
Виллем Клас
Виллем Клас
Питер Клас. Фрагмент банкета. Натюрморт с сыром и фруктами. 1628 год.
Питер Клас. Фрагмент банкета. Натюрморт с сыром и фруктами. 1628 год.

Такие натюрморты с едой показывали уровень достатка и богатства. Их очень охотно покупали зажиточные граждане для украшения интерьеров столовых.

Жан Франсуа ван Даль. Фрукты. 1808 год.
Жан Франсуа ван Даль. Фрукты. 1808 год.

В 19 веке их традиции продолжили такие живописцы как Поль Сезанн и Винсент Ван Гог.

Поль Сезанн. Драпировка, кувшин и чаша с фруктами. 1894 год.
Поль Сезанн. Драпировка, кувшин и чаша с фруктами. 1894 год.
Винсент Ван Гог. Натюрморт с грушами. 1887-88 годы.
Винсент Ван Гог. Натюрморт с грушами. 1887-88 годы.

Конечно же любые картины, любых художников надо рассматривать в контексте того окружения, в котором они находились.

Кому тема искусства интересна, я рекомендую почитать книгу Эрнста Гомбриха «История искусств». В ней он очень доступным языком проводит экскурс в историю искусств от античности до наших дней.

Вернемся к изображениям еды. В начале 20-го века проходила бурная промышленная революция. Росло производство продуктов питания. Появилась цветная фотография.

Wladimir Schohin, Stilleben, 1910; from Feast for the Eyes
Wladimir Schohin, Stilleben, 1910; from Feast for the Eyes

Возникла необходимость изображений для продажи товаров.
Начали появляться рекламные фотографии натюрмортов с едой. Одним из таких фотографов был Nickolas Muray. Он снимал портреты, например, для Фриды Кало и Мэрлин Монро. Также известен рекламными фотографиями, олицетворяющими "американскую мечту" и коммерческими съемками еды и напитков.

Nickolas Muray. Lemonade and Fruit Salad. McCall’s magazine. 1943
Nickolas Muray. Lemonade and Fruit Salad. McCall’s magazine. 1943

Уже тогда сложилось понимание, что красиво и креативно сфотографированная еда может существенно повысить продажи продукции. Ниже приведу еще несколько кадров фотографов, который являются значимыми фигурами в фуд фотографии 20 века.

Victor Keppler. Фотография для рекламной кампании General Mills, продвигающей смесь для пирога Apple Pyequick. 1947 год.
Victor Keppler. Фотография для рекламной кампании General Mills, продвигающей смесь для пирога Apple Pyequick. 1947 год.
Фотография на обложке книги New Recipes for Good Eating. 1949
Фотография на обложке книги New Recipes for Good Eating. 1949

Irving Penn всемирно известный фотограф и портретист тоже снимал еду. Причем он в этот жанр принес приемы, которыми пользуются фудфотографы до сих пор. Посмотрите на фотографию. Крупинки специй, разбросанные на столе, некий творческий беспорядок. Словно кто-то небрежно что-то готовил, а фотограф подсмотрел и сделал снимок. Кстати эта фотография попала на обложку книги "Feast for the Eyes: The Story of Food in Photography". В книге показано, как изменилась фуд фотография и потребление еды фактически за 100 лет.

Salad Ingredients. New York, 1947 © Irving Penn
Salad Ingredients. New York, 1947 © Irving Penn

Работая в Массачусетском технологическом институте, Гарольд Эдгертон экспериментировал со стробоскопом — яркой вспышкой света, благодаря которой камера фотографировала моменты, недоступные человеческому глазу.

Harold Edgerton. Milk Drop Coronet. 1957 год.
Harold Edgerton. Milk Drop Coronet. 1957 год.

Постепенно фуд фотография проникла и в другие жанры. Например в fashion индустрию и в арт фотографию.

Ouka Leele. Peluquería Limones. 1979 год
Ouka Leele. Peluquería Limones. 1979 год
Nobuyoshi Araki. Woman with Watermelon. 1991 год.
Nobuyoshi Araki. Woman with Watermelon. 1991 год.

Кадр одного из самых эпатажных фотографов Японии Араки Нобуёси.

Tim Walker. Self-portrait with Eighty Cakes, 2008
Tim Walker. Self-portrait with Eighty Cakes, 2008

Выше автопортрет главного сказочника fashion фотографии – Тима Волкера. Селфи, как принято у нас говорить.
Ниже совместная работа шефа Yoshihiro Narisawa и фотографа Sergio Coimbra. Современная кухня может выглядеть и так.

Chef Yoshihiro Narisawa and the photographer Sergio Coimbra
Chef Yoshihiro Narisawa and the photographer Sergio Coimbra

Сейчас фуд фотография стала неотъемлемой частью нашей жизни. Мы все окружены снимками еды. Мы видим их на упаковках продуктов и рекламных баннерах, в кафе и ресторанах, и конечно же в соцсетях и блогах. Именно последние так популяризировали фуд фото. С ростом популярности Инстаграма и Пинтереста интерес к этому жанру фотографии значительно вырос.

Современная фуд фотография. Источник Pinterest.ru
Современная фуд фотография. Источник Pinterest.ru
Современная фуд фотография. Источник Pinterest.ru
Современная фуд фотография. Источник Pinterest.ru
Davide Luciano www.davideluciano.com
Davide Luciano www.davideluciano.com

Rob Grime www.rggphoto.com
Rob Grime www.rggphoto.com

Как видите, фуд фотография очень многогранна и не сводится только к снимкам еды за столиком в кафе на телефон.

Выше я приводил примеры того, как всемирно известные портретисты фотографировали еду. Предметная съемка и фуд фотография очень полезна для развития композиционного видения, чувства цвета и прокачку работы со светом.

При этом еда в большинстве своем очень неприхотлива. Не нужно снимать студию, приглашать модель, визажиста, стилиста. Снимать большинство сюжетов можно на кухонном столе со светом из окна.

Современных food фотографов условно можно разделить на два лагеря по подходу к съемке. Первые - это сторонники пуризма – естественности и натуральности продуктов. Вторые – это сторонники фуд стилизации, фуд-муляжа. Когда сосиски жарят паяльниками, чтобы получить зажарку полосками, как на гриле, курицам придают румяность газовыми горелками, используют несъедобные ингридиенты. Подвешивают композиции на проволке, прещепках, снимают нескольких кадров и после, в photoshop монтируют в один снимок. Все ради того, чтобы внешне сделать кадр максимально привлекательным, глянцевым и идеальным.
Этот подход чаще используется в рекламных съемках.

Фото с просторов интернета, автора не знаю, к сожалению.
Фото с просторов интернета, автора не знаю, к сожалению.

Если присматриваться к упаковкам различных продуктов, то видно, что без таких приемов съемки не обходятся.

И это абсолютно нормально. Заказчики хотят получить идеальный во всех отношениях кадр, который будет продавать их продукцию. Бюджеты у таких съемок большие. Над одной фотографией или серией снимков может работать целая команда. Менеджер проекта, дизайнер, фотограф с ассистентом, фуд стилист, который все манипуляции с едой осуществляет и ретушер.
Подписываются многостраничные договоры, рисуются эскизы и только потом, начинается съемочный процесс. Согласование и отбор кадров. Постпродакшн – ретушь и доведение кадра до идеала.

Сравнение рекламной картинки и фото реального бургера. Авторов не знаю, к сожалению.
Сравнение рекламной картинки и фото реального бургера. Авторов не знаю, к сожалению.

Когда у тебя столько обязательств, ты не будешь заморачиваться натуральностью. Еда быстро “устает” в процессе съемок, вянет, заветривается, перестает блестеть. И конечно же именно поэтому в рекламных съемках применяют подобные методы. Особенно в видео съемках.

Тоник для волос вместо молока в рекламной съемке
Тоник для волос вместо молока в рекламной съемке

В последнее время я вижу все больше приверженцев натуральности ну или хотя бы приближенности к естественности даже среди корпоративных заказчиков.
И такой подход называют пуризмом – от английского pure – чистый. Это фотосъемка еды, состоящей из исключительно натуральных ингредиентов.

При таком подходе важно правильно сервировать и готовить блюда. Чтобы еда дольше выглядела в кадре аппетитной порой что-то чуть-чуть недоваривают или недожаривают. Зелень могут предварительно держать в воде со льдом. Так или иначе все равно используются профессиональные фишки. Но еда остается натуральной, без искусственных заменителей.

Фотограф должен уметь работать очень быстро. Заранее продумывать композицию. Заранее выставлять свет под выбранную стилистику съемки.
Знать, как работать с теми или иными продуктами. Например, как правильно подготовить лед для съемки или в какой очередности выкладывать ингредиенты блюда.

Большинство фотографов, которые работают в рекламной индустрии тоже стараются снимать натуральную еду. Особенно фотографы, которые имеют кулинарное образование или просто очень любят готовить. Я отношу себя к их числу. Я начинал снимать еду, которую готовил для себя. Быстро фотографировал и сразу съедал. Именно благодаря этим фотографиям я начал получать свои первые заказы.

Но конечно же, в случае рекламных съемок нужно работать с фуд стилистом. При съемке блюд для ресторанов его функции выполняет шеф повар ресторана.

Фуд стайлингом называют не только подготовку блюд для съемки, но и выкладку интересных композиций для съемки.

В заключении я хочу дать вам пару советов, которыми пользуюсь сам.

Я рекомендую брать на заметку понравившихся фотографов, сохранять их фотографии. И самое главное, пробовать переснять. Именно пытаться максимально точно повторить кадры. Композицию, цвет, фактуру, ракурс. Пробовать снимать в их стилистике.

Это поможет вам структурировать свои знания. У вас появится опыт съемок и выработается свой стиль.
Я не призываю выдавать чужие идеи за свои собственные и заниматься плагиатом.

Когда пытаешься что-то повторить, очень часто возникают новые идеи и получается уже свой кадр с индивидуальным стилем.

Очень хорошо для подобных фотозаметок подходит ресурс Пинтерест. Там можно искать фотографии по тегам, цветам, стилям, фотографам. Находить картинки для вдохновения и сохранять понравившиеся на виртуальных мудбордах.

Классных вам кадров и вкусных блюд! А я буду признателен за обратную связь в комментариях и лайки под статьей. Это поможет каналу развиваться, да и мне будет приятно :)