Найти в Дзене
Точка ART

«Балтийский кукловорот»: о людях и куклах с радостной душой

III международный фестиваль театров кукол «Балтийский кукловорот», проходивший в выборгском театре «Святая крепость» с 11 по 17 сентября 2022 года, завершился. Занавес опустился, названы лауреаты.

Прекрасен осенний Выборг — это аксиома для тех, кто успел побывать в гостях у театра «Святая крепость». Так сложились звезды, что «Балтийскому кукловороту», впервые собравшему гостей в 2019-м, затем пришлось серьезно побороться за право быть праздником искусства в эпоху перемен и невзгод. В этом сентябре фестиваль состоялся уже в третий раз, обоснованно претендует стать одной из выборгских традиций и имеет все шансы не стать событием рутинным. Ведь каждый раз здесь не только встречаются давние коллеги по «кукольному братству», но и появляются новые имена, происходят неожиданные открытия.

Сцена из спектакля «Камень и соломинка» © Фото: Юрий Шпаков
Сцена из спектакля «Камень и соломинка» © Фото: Юрий Шпаков

Таким открытием на этот раз стало, например, присуждение лауреатства в номинации «Лучший спектакль» театру «Шутик» из Москвы. Этот семейный коллектив существует и творит с 1991 года, побывал на российских и зарубежных фестивалях, а в Выборге оказался впервые со спектаклем «Камень и соломинка или силлогизмы Гордея Ивановича» (режиссер Владимир Моргачев, художник Алевтина Попова). Апокрифический сюжет, по сути — интерпретация истории Иова многострадального, перенесенная на почву русского фольклора, наивно-доверительно рассказанная и пропетая тремя актерами и показанная при помощи планшетных кукол, на удивление легко и безоговорочно покорила сердца зрителей и коллег. Всё в спектакле создает ту уникальную атмосферу волшебства, которую зачастую оказываются не способны воспроизвести постановщики на больших оснащенных сценах — и архаичные звуки колесной лиры, и высококлассный фольклорный вокал, и «сермяжная» фактура всей материальной части (от ширм с силуэтами сухих зонтиков борщевика, до нарочито примитивистского облика кукольных героев), и сочетание открытого приема кукловодов с неожиданно впечатляющим постановочным трюком (избушка возроптавшего на Бога, и его же волей уцелевшего, философа-пессимиста Гордея Ивановича очень эффектно проваливается в тартарары со скрежетом и дымом). Для «Шутика», чьи спектакли автору доводилось видеть неоднократно, очень характерна интимно-доверительная интонация в обращении к зрителю (чаще всего — маленькому и совсем юному). Но та особенная «вневозрастная» глубина и выдержанно-стильная простота приема, которая появилась в «Камне и соломинке…», созданном при очевидном творческом единомыслии с художником, актрисой, певицей Алевтиной Поповой, оказалась приятным сюрпризом и заставляет с любопытством ждать от «Шутика» новых достижений.

Сцена из спектакля «Ужасная миссис Мэрфи» © Фото: Юрий Шпаков
Сцена из спектакля «Ужасная миссис Мэрфи» © Фото: Юрий Шпаков

Еще один творческий союз, который впечатлил всех очевидцев — это Театр Руслана Вольфсона (Израиль) и Творческое объединение «Таратумб» (Москва). «Ужасная миссис Мерфи» по мотивам книги ирландца Й. Колфера с одной стороны — не обманула ожиданий тех, кто познакомился с изобретателем «вольфсонвизора», харизматичным рассказчиком и автором уморительно-захватывающей стендап-драматургии, уже отмеченным дипломами «Кукловорота» за новаторство в кукольном деле. С другой стороны — то, как азартно и изобретательно «спелись» огромный яркий Вольфсон и титулованные «Золотой маской» режиссер Ольга Шайдуллина и Антон Калипанов, в истории о почти демонической хозяйке библиотеки (куда двух братьев-тинейждеров ссылают в наказание безжалостные родители), само по себе ценно. Спектакль создала, живет и работает в нем увлеченная слаженная команда, и эта увлеченность не только объединяет авторов и исполнителей, но и передается зрителю. Отдельного упоминания заслуживает заглавная героиня с лицом знаменитой голливудской актрисы — фактически «цифровая кукла» на компьютерном экране, чьей мимикой управляют посредством клавиатуры (очередная новация, как не признать?). «Ужасная миссис Мерфи» получила «Особый приз жюри» — и тут необходимо назвать художника спектакля Карину Автандилову, а также «постучать по дереву», желая спектаклю долгой жизни, а самобытным индивидуальностям — сохранения редкого командного взаимопонимания и дальнейшего успешного сотрудничества.

Сцена из спектакля «Саквояж доктора Чехова» © Фото: Юрий Шпаков
Сцена из спектакля «Саквояж доктора Чехова» © Фото: Юрий Шпаков

Большая форма в программе «Балтийского кукловорота» была представлена спектаклями из Рыбинска, Мурманска, Санкт-Петербурга, Донецка (ДНР), Луганска (ЛНР), Субботицы (Сербия), Великого Новгорода, Тулы. Мурманский «Саквояж доктора Чехова» (режиссер Петр Васильев, художник Алевтина Торик) был награжден дипломом за «Лучшую режиссерскую концепцию». В этой масштабной работе (в ролях заняты восемь артистов, а кукол и того больше, конечно же) чрезвычайно важна драматургия, скомпилированная из сюжетов чеховских рассказов, цитат и реплик из пьес и дневников писателя. Огромный материал собран и «крепко сколочен» в очень внятный сюжет о жизни, смерти, мечтах и разочарованиях в декорациях и костюмах очень условного модерна — целостная драматургическая и сценическая конструкция безусловно удалась Петру Васильеву (автору и спектакля, и инсценировки). Иное дело, что «чеховское настроение безнадеги», из которого нет иного выхода, кроме как «в переходе в иной мир» (см. анонс спектакля) и попытка внедрить в ироничную интонацию Антоши Чехонте предчувствие трагического финала, отождествив писателя с его героем доктором Дымовым (чья печальная история начинает и завершает сценическое действие), оставляет скорее мелодраматическое впечатление. Не очень «чеховское». При том, что актерский ансамбль работает с полной самоотдачей и мастерством, не каждый прозаический диалог укладывается в «кукольный» темпоритм (справедливости ради, этим грешат большинство интерпретаций Чехова в театре кукол). Но многое удается актерам и куклам просто блистательно, очень «по-чеховски» (дама и ее собачка, «злой мальчик» Коля и др.), и безусловно успешно объединились сюжеты рассказов «Мальчики» и «Толстый и тонкий» в одну историю-перевертыш, где лидер и ведомый меняются ролями, встретившись через много лет — и эти удачи нельзя не выделить особо в воплощении крупного режиссерского замысла.

Большинство призовых номинаций достались спектаклям малой формы (как не вернуться к мысли о том, что камерный формат все-таки наиболее органичен для «искусства играющих кукол», способствует возникновению атмосферы волшебства и доверительного диалога со зрителем?). Камерный спектакль — лучшая возможность проявиться «настоящему кукольнику», в одном лице автору и исполнителю, драматургу и механику, художнику и кукловоду. Такова была когда-то кукольная традиция, и оживить ее, хотя бы отчасти, всегда дорогого стоит. Неожиданно это получилось в спектакле «Небольшая история», где художественный руководитель Оренбургского государственного областного театра кукол оказался в одном лице режиссером, автором сценографии и актером. Известный литературный сюжет из жизни немецкой девочки Лизель, страстно полюбившей книги как раз тогда, когда костры из них горели на улицах Мюнхена — в канун Второй мировой — разыгрывают два персонажа Душа (Елена Смирнова) и Смерть (Вадим Смирнов). Конечно же, все действие «вращается» вокруг книг: из их разворотов с репродукциями городских зданий выстраивается на белом столе улица, из книг-коробок появляются кукольные персонажи, и т. д., и т.д. Здесь много изобретательности, предметов-знаков, легко читаемых исторических аналогий (до жути злободневных сегодня). Сценографическое решение, почти предсказуемое и вроде бы не претендующее на масштабные эффекты и смелое новаторство, успешно служит главному: раскрытию художественного, исторического и философского содержания сюжета через драматическую игру и работу с актеров с куклами и предметами. Лауреатский диплом за «Лучшую работу художника» спектакль получил заслуженно. Но хочется отметить также мастерство исполнителей, существующих в чрезвычайно насыщенной, стильно рукотворной, материальной среде со множеством задач, помимо чисто актерских (будь то переодевание кукольной ипостаси героини в школьную форму, использование фонариков для создания эффекта театра теней или стробоскопа, манипуляции с «живым» огнем и пеплом и т.д.). Безусловно ценны четко выдержанный темпоритм в переходах из «живого плана» в кукольный, и, может быть главное — точная, несуетная, интонация спектакля, удивительным образом сочетающая искренний лиризм без слащавости и экзистенциальный ужас без надрыва.

Сцена из спектакля «Что случилось с крокодилом?» © Фото: Юрий Шпаков
Сцена из спектакля «Что случилось с крокодилом?» © Фото: Юрий Шпаков

Открытый прием, преобладающий в абсолютном большинстве современных спектаклей театра кукол, уже давно произвел на свет и сформировал адекватный себе тип актера: рассказчика-кукловода-перформера в одном лице (зачастую к этим ипостасям примыкают функции музыканта и почти аниматора). Справедливости ради, мастерство кукловода в этом синкретическом единстве зачастую оказывается на последнем месте, а главным аргументом для присуждения фестивальных наград в актерских номинациях становится артистическая харизма и эффектная самоподача исполнителя. К лауреату «Балтийского кукловорота» Павлу Овсянникову это не относится — он, как самый настоящий кукольник, выступает и автором инсценировки, и режиссером, и художником в спектакле «Что случилось с крокодилом» петербургского театра «Петроглиф» — демонстрируя и харизму, и музыкальность, и безусловное мастерство «прятаться за куклу» в нужный момент. Призовая номинация «Лучшая работа актрисы» досталась энергичной и эксцентричной Александре Юдиной за роли в спектакле «Сказки про мам» (режиссер Кирилл Смирнов, театр «Три-четыре», Санкт-Петербург), также показавшей незаурядные способности к синтетическому существованию в театральной фантазии.

В номинации «Лучший актерский дуэт» лауреатский диплом достался москвичам — театру «Котофей». На «Кукловорот» этот камерный семейный театр привез спектакль «Счастливый принц» по одноименной сказке Оскара Уайльда (режиссер Филипп Бородин, художник Наталья Ряузова). Парадоксально, но знаменитое произведение, вроде бы так и просящееся на кукольную сцену, появляется на ней как минимум не часто. Мария Овчаренко и Александр Мудрик, впервые оказавшись в Выборге, уверенно покорили фестивальную публику и коллег своей фирменной негромкой интонацией, подчеркнуто доброжелательным обращением к зрителю и на редкость уважительным отношением к тому крошечному сказочному миру, который возникает в их спектакле (это особая, уже редкая культура — часто ли сейчас увидишь перчатки на руках кукловодов, особенно в камерном спектакле?). «Котофей» умеет быть в меру ироничным или простодушным, а открытый прием в работе со штоковыми марионетками у него выглядит настолько бережным, что практически невозможно не проникнуться доверием к тем маленьким «чудесам» на столе, механика которых вроде бы никак не спрятана, но становится сродни волшебству.

По сложившейся традиции жюри фестиваля отмечает не только лауреатов, но и каждого участника дипломом с индивидуальной формулировкой, специально «изобретенной» по итогам просмотра программы. Дипломанта могут похвалить «За высокопрофессиональную работу с куклой» (как Андрея Абрамова из Тульского государственного театра кукол) или «За точную характеристику персонажа» (Анастасия Овсянникова получила такой диплом за роль няни Сони в спектакле «Биба. Про Сашу Блока», на которую форсмажорно ввелась, чтобы выручить коллег — театр «Без занавеса»), или «За режиссерский дебют» (диплом достался Анне Вовчок, выпускнице мастерской Николая Наумова и Амелы Вученович в РГИСИ, за постановку музыкально-романтической сказки «Любовь и скрипка» в детском театре «Субботица» в Сербии). Дипломантом «За концептуальное музыкальное решение спектакля» стала «Одна абсолютно счастливая деревня» из Великого Новгорода, где безусловно самобытное режиссерское решение Алексея Бурьяка и оригинальная музыкальная партитура Евгении Семеновой равнозначно смыслообразующи. «За сценическое воплощение волшебства» получил диплом Рыбинский театр кукол («Серебряное копытце», режиссер Людмила Федорова, художник Наталья Бакулева).

Сцена из спектакля «Счастливый принц» © Фото: Юрий Шпаков
Сцена из спектакля «Счастливый принц» © Фото: Юрий Шпаков

Впервые на третьем «Балтийском кукловороте» вручили приз «Кукины симпатии» — от имени талисмана и символа фестиваля Куки этот приз получил Санкт-Петербургский кукольный Театр сказки за одну из жемчужин своего репертуара, спектакль «Синяя борода», участвовавший в клубной программе. Фирменный стиль и почерк не так давно ушедших из жизни Игоря и Анны Игнатьевых сохранены в этой их работе безупречно, и, надеемся, будет еще долго радовать зрителей. Также в клубной программе были показаны и спектакли хозяев «Кукловорота» (заслуженно отмеченные дипломами «За радость творчества» и «За мастерство и артистизм»). Решение не только грамотное организационно, но и мудрое жанрово, ибо «В поисках Груффало» (режиссер Татьяна Тушина) и «Волшебная лампа Аладдина» (режиссер Юрий Лабецкий) открыли и закрыли афишу в искреннем, живом, доброжелательно ироничном, тоне — убедительно напомнившем фестивальной аудитории о важнейшем из предназначений древнего и вечно актуального кукольного искусства: «чувства добрые» пробуждать и дарить радость восприятия красоты.

Серьезнейшим критерием этой истины нельзя не признать практику театров, приехавших в Выборг из Донецка и Луганска — городов, уже много лет живущих в самых настоящих военных условиях, где сам акт творчества требует немалого мужества и сегодня равен гражданскому подвигу. Донецкая «Калинка-Малинка» (кукольный концерт режиссера Бориса Чернышова и художника Леси Черновых получил диплом «За яркое воплощение русского культурного кода») и луганская «Муха-Цокотуха. Насекомо-party» (режиссер Валерий Середа выстроил сценический сюжет на основе общеизвестной сказки Чуковского по принципу монтажа номеров, среди которых был отмечен за эксцентрическое решение эпизод «Собака и блошки») дали нам возможность убедиться: кукольники Донбасса самоотверженно увлечены своим делом, несомненно обладают пониманием особой природы и культуры «искусства играющих кукол». И, может быть самое впечатляющее — умеют делиться со своим зрителем той непобедимой энергией, которую артисты дель Арте в далекую эпоху Возрождения назвали «L’anima allegra» (радостная душа). Порой кажется, что многие деятели театра кукол утратили этот талант, или забыли о том, насколько он важен… Особенно сейчас, когда человеку бывает трудно найти в окружающей действительности источник радости, без которой сама жизнь не имеет смысла.

Для тех, кому повезло в этом сентябре оказаться участником или зрителем «Балтийского куколоворота» такой источник был открыт со всей щедростью и артистизмом. Может быть это открытие — одно из важнейших и достойных повторяться многие-многие годы.

Читайте по теме на сайте журнала:

Куклы, соединившие страны и континенты. Первый международный фестиваль театров кукол «Балтийский кукловорот»
Названы лауреаты II Международного фестиваля театров кукол «Балтийский кукловорот»