Найти тему

Портрет Зои Космодемьянской и ее семьи. Пример правильного советского воспитания.

Зоя в 1937 году.
Зоя в 1937 году.

Зоя Анатольевна Космодемьянская (1923 - 1941 гг.), была одной из самых уважаемых героев СССР, за что, в общем - то и поплатилась после его развала, ибо столько ушатов грязи, кажется, ни на какого другого героя вылито не было.

Она была комсомолкой, добровольно ушла на фронт, попала в разведывательно - диверсионное подразделение, и оказалась в плену во время выполнения первого же задания. Ее страшно пытали, повесили, и еще долго издевались над ее телом. Перед смертью она угрожала фашистам. Эта история стала известна со слов местных жителей, постепенно восстановлена, Зоя перезахоронена с почетом. О ее подвиге стало массово известно уже в 1942 году. Посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

У нее был родной брат, младше на несколько лет, Александр. Он, после гибели сестры в 17 лет пошел на фронт, стал танкистом и героически погиб в 1945 году. Его тоже отметили званием Героя Советского Союза.

То есть получается, что в одной семье выросло сразу два героя.

Поскольку мать Зои и Александра их пережила, то, естественно, к ней были вопросы относительно воспитания таких детей. Она написала книгу про их детские годы, и эта книга стала как бы пособием и по воспитанию для советских родителей и материалом для чтения и примера для советских детей. Во всяком случае - в послевоенный период.

Мать практически одна поднимала детей. Отец семейства рано умер. Она работала простой учительницей, он - библиотекарем. Стоит заметить, что отец ребят происходил из семьи потомственных священников и его родной отец за это пострадал - он был убит воинствующими атеистами в годы Гражданской войны.

Итак - немного воспоминаний матери о чертах характера Зои, которые она проявила с детства и о том, как в их семье воспитывали детей. Надо сказать, что такого рода описания скорее всего были сильно идеализированы, поскольку цель их была абсолютно воспитательная - подать пример правильного умонастроя в той или иной ситуации.

Поэтому данное жизнеописание ценно не сколько тем, как реально вела себя Зоя, или ее родители, сколько тем, какое поведение считалось в те годы правильным и ставилось в пример.

Дети были разного возраста, но пошли в один класс (в 1931 году они начали школьное обучение). И сидели за одной партой. Зое было почти восемь, а брату шесть. Его тоже отправили учиться, потому что дома не с кем было оставить - родители работали оба.

Мать детей была и их первой учительницей. Поэтому ее рассказ о дочери включает и школьные подробности и наблюдения.

Что она отмечает.

Посыл для детей.

  • Зоя сразу стала пользоваться авторитетом в классе - остальные дети ее беспрекословно слушались и обращались за советами. Мать объясняла это тем, что девочка до этого жила в деревне, и ее жизненный опыт был существеннее, чем у городских детей.
  • Она умела постоять за себя. Но делала это, по приведенному примеру - спокойно и с достоинством.
  • Дети считали, что она может по глазам определять кто говорит неправду (она сама им это строго рассказала), и признавались по ее требованию в нехороших поступках.
  • В отношениях с матерью в школе Зоя вела себя сдержанно и никогда не называла ее "мама", но всегда обращалась только по имени - отчеству. (однако, поскольку Шура вел себя ровно противоположным образом, что отвлекало других детей, то вскоре брата и сестру перевели к другой учительнице).
  • Учиться она любила. Дома, вернувшись из школы и поев, сразу садилась делать уроки - без напоминаний.
  • Учебники она берегла и, чтобы не запачкать учебник сперва мыла руки и того же требовала от брата.

Посыл для родителей.

  • Далее мать рассказывает, что у них в семье получилось воспитать правильных детей, несмотря на то, что и она и муж (когда был жив), были людьми очень занятыми на работе. Это произошло, потому что они не перекладывали воспитательный процесс на коллектив (школу), а занимались им сами, помня, что дети постоянно за ними наблюдают, и стараясь вести себя так, чтобы во всем подавать им пример.
  • Вечера и выходные они проводили с детьми. Вечерами все вместе сидели за общим столом, где дети занимались своими уроками, или каким - нибудь творчеством, а родители своей работой. Они находились рядом с детьми, и периодически отвлекались, чтобы всем вместе передохнуть и поиграть в совместную настольную игру. Игры подбирались так, чтобы развивать у детей какие - то качества (например - воображение)
  • Если родители приходили поздно - дети сами все делали по хозяйству, делали уроки, потом ложились спать и оставляли родителям на столе открытые тетради для проверки уроков (или как подтверждение, что уроки сделаны). То есть между ними были доверительные и дружеские отношения.
  • Резюме - даже очень занятые родители могут при правильной организации работы и досуга наладить взаимодействие и контроль за своими детьми. и именно родители, семья, ее обстановка прежде всего определяют каким человек вырастет.
  • Образец правильного ребенка прилагался.

Вот так ненавязчиво, на идеализированных, но конкретных примерах, на базе жизни героев в СССР проводилась воспитательная работа, как видим, не только с детьми, но и с их родителями.

Использованы интервью матери, которые она давала в конце 40-х - начале 50-х гг.