Найти тему

«Мы не умеем делать дизайн для людей…»

Оглавление

Существует мнение, что промышленного дизайна в российской профессиональной светотехнике не существует и большая часть того, что предлагается на рынке под знаком «Сделано в России», на самом деле привезено из Китая или изготовлено по идеям, позаимствованным у европейских дизайнеров. Об этом и о преимуществах развития промышленного дизайна для бизнеса рассказали представители компании Maytoni.

О промышленном дизайне в России

-2

Наталья Данилова, бренд-директор компании Maytoni

— Я не сторонник любой категоричности из разряда «в России чего-то нет». И если мы говорим о промышленном дизайне, он у нас, конечно, есть. Как и талантливые дизайнеры. Чего у нас действительно нет, так это связки промышленного дизайна и массового производства. Это проблема другого характера. В России есть масса талантливых светодизайнеров, и если мы посмотрим студии, которые работают с архитектурным светом, можно увидеть, что они находят много интересных решений даже с имеющимися в их распоряжении инструментами. Но у нас нет инвестиций в технологию дизайна и массового производства. Поэтому бизнесу нужно пойти навстречу и не бояться использовать этот потенциал.

-3

Алексей Данилин, ведущий промышленный дизайнер Maytoni

— Я, наверно, возражу. С обучением промышленному дизайну у нас все очень плохо. Есть несколько вузов в Москве и Питере, но существует большая проблема: наших студентов учат чему-то непонятному, какие-то концепты делать. Помню, мы приходили в одно известное московское заведение с предложением сотрудничества и нам предложили сделать 5-метровую хрустальную люстру в виде корабля с переплетенными парусами. Когда я спросил, кому это нужно, ответили что это для заказчика-миллиардера, занимающегося подводным плаванием, которого никто в глаза не видел... Раньше в британке был предметный дизайн, но его закрыли. Однако когда будет спрос на дизайнеров, они появятся, как и соответствующие курсы. В любом случае, все начнет развиваться.

Наталья: Действительно, нет индустрии. Наша классическая школа дизайна учит дизайну не для жизни, а для непонятно каких целей, что свойственно нашему образованию в целом. Особенно чувствуется это у предметников. Страшно, что огромное количество людей учат делать супер-технологичный дизайн, но мы не умеем делать дизайн для людей.

Алексей: Поэтому имеет смысл производителям сотрудничать с дизайнерами интерьеров, если идет речь об интерьерном свете. Потому что у них большой опыт работы и понимание того, что необходимо интерьеру. Они рисуют конкретные пространства и интерьеры с определенным функционалом. Это большой плюс, даже если нет технических знаний. Разработки отдельных компаний в конечном итоге развивают в целом и российский предметный дизайн и светотехническую отрасль, ведь повышается уровень качества продукта.

Наталья: Безусловно. И мы видим много положительных примеров не только в свете, но и в других смежных областях — мебели, фурнитуре, аксессуарах… Видим, как качественно меняется рынок, повышается уровень интерьерных дизайнеров, потому что они начинают работать с интересным продуктом. Поэтому игра стоит свеч.

Алексей Данилин
Алексей Данилин

Что дают компании собственные разработки

Наталья: Большим плюсом для нас является то, что мы можем создавать специальный продукт для определенных пространств. Это позволяет привлечь дизайнеров интерьеров и повысить проектные продажи.

Важное преимущество разработки в том, что еще на стадии концепта мы можем заявлять его на соискание премий. И это отличный способ вхождения в дизайн-сообщество. Вы учитесь говорить с дизайнерами на одном языке и показываете, что вам интересно с ними работать.

Премии типа ADD AWARDS или RED DOT, значки которых можно встретить на упаковке продуктов самых известных марок, повышают авторитет компании и репутацию бренда. Такие продукты дизайнеры активнее используют в своих проектах, а компания получает бесплатный пиар в известных медиа, публикации в международной и российской прессе. Редакторам крупных изданий просто нравится наш продукт, и они о нем рассказывают. Это абсолютно бесплатная интеграция. Разработчиков светильников приглашают рассказать о своей работе на различные международные мероприятия, что также служит рекламой и для самой компании.

-5

Когда в бизнесе налажен процесс разработки и хорошие связи между отделами, повышается экспертность всех сотрудников. Рассказывая о работе над светильником, дизайнеры и конструкторы помогают понять его уникальность. Лучше зная продукт, понимая, какой он крутой, менеджеры могут лучше донести УТП до заказчиков. Когда люди гордятся своим продуктом, знают его ценность, это всегда сказывается на продажах.

Для светотехнических компаний собственная разработка дизайна продукта — это своего рода волшебная пилюля. У разработчиков есть возможность оперативно, «в полях», тестировать новые гипотезы, пробовать различные материалы и формы. И это огромный драйвер роста для бизнеса.

Но важно понимать, что собственная разработка — это всегда риск. Причем риск, который оплачивается. Во-первых, есть вполне конкретное понятие рисков вывода на рынок непроверенных моделей и оплаты всего, что стоит за разработкой — пресс-форм, которые не всегда получаются с первого раза, комплектующих, которые в процессе могут заменяться на другие. Модель может вообще не дойти до рынка, потому что оказалась нерелевантной. Плюс разные объемы фондов оплаты труда. То есть это всегда деньги. Но риски эти оправданы. Это как раз те риски, за которыми в итоге следует шампанское. Можно сказать, что процесс разработки трансформирует все, что связано с продуктом, повышая качество как самой продукции, так и бизнеса в целом.

Как рождаются идеи светильников?

Наталья: Взять, например, нашу новинку, светильник-трансформер, который мы анонсировали на выставке Interlight. Это пожалуй одна из самых сложных и рисковых экспериментальных моделей. Она разрабатывалась в 2020 году. Мы долго обсуждали, как внезапно все поменялось, как частная жизнь схлопнулась с рабочей, и непонятно, как выстраивать в связи с этим окружающее пространство. Много говорили о физике, о переходе одного состояния в другое, взаимодействии пространств, переходе материи в суперматерию, как это все перемещается. И в итоге Алексей придумал светильник, который отвечал запросам людей в новых условиях. Он с одной стороны дает общее освещение, но при необходимости может легко трансформироваться в источник направленного света для локальной подсветки рабочих зон, столиков кафе и ресторанов.

Для нас это была смелое инженерное решение. Нужно понимать, что за любой разработкой помимо красивой дизайн-идеи стоит огромная работа по механике продукта. На этапе чертежей выбираются решения, которые на тот момент кажутся хорошими, но потом происходит столкновение с реальностью, и все приходится менять. Развивая продукт, будьте готовы к тому, что первый прототип может не получиться. И это нормально.

Шоурум компании Maytoni
Шоурум компании Maytoni

Другой пример — светильники серии Maya, которые переносят нас в мир Америки. Древние индейцы очень любили золото. Для них этот металл имел совсем иную ценность, с ритуальным смыслом. Они не использовали его как валюту, в отличие от европейцев. Первые эскизы в стилистике украшений майя были созданы сразу в интерьере, чтобы посмотреть, как они будут вписываться.

На этапе прототипирования также не обошлось без проблем. Для этих светильников было придумано особое декоративное стекло с определенным рисунком. Но в итоге вышло нечто в стиле советских кухонных дверей. Мы внесли изменения, получили стекло с нужным рисунком, провода заменили на тоненькие металлические тросики и в итоге получили вот такую интересную модель.

Алексей Данилин со светильником серии Maya
Алексей Данилин со светильником серии Maya

Важно уже на самых первых этапах продумать разработку максимально подробно, вплоть до дизайна упаковки. Например, при разработке светильника Rebel, на создание которого нас вдохновил британско-индийский художник Аниш Капур, известный своими полыми скульптурами, планировалось, что светильники будут поставляться в разобранном виде. Но оказалось, что обычному заказчику без инженерного образования будет сложно его собрать. Поэтому теперь его собирают сразу на фабрике.

Собственная разработка — это поиск и долгий процесс доработок, ошибок, переделок, но в итоге получаешь продукт, в котором тебе все нравится. И это классно.

В 2021 году мы очень много рассуждали о том, что же такое свет в современном пространстве, каким мы хотим его видеть. В итоге пересмотрели весь ассортимент и поняли, что в нем нет переотраженного света. Хотелось более легкого, мягкого, экологичного света и более современной световой среды. В результате Леша придумал серию светильников Reflex.

В начале разработки мы думали о белом рассеивателе-абажуре из достаточно плотного материала типа акрила. И это должен был быть достаточно яркий свет. Но в процессе работы с исходной конструкцией нашли очень крутое сочетание текстиля и основы под него, которое создавало интересные блики и давали возможность сделать светильник более легким и прозрачным. Отражение света через ткань оказалось очень выгодным. На него интересно смотреть, а благодаря легкости и воздушности, он лучше вписывается в интерьер.

Светильник Reflex
Светильник Reflex

О стоимости разработки

Наталья: Разработка продукта выключает несколько стадий, и по опыту мы обычно сразу видим, дешево он нам обойдется или дорого. Если мы понимаем, что нам не потребуется поиск каких-то специальных решений, есть уже набор форм, которые будут создаваться на понятной конструкции, как в приведенном примере светильника Reflex — текстильный абажур на проволоке, то стоимость, скорее всего, будет невысокой. Мы ищем линзы, шнуры, которые в тех или иных вариантах есть у производителей, покупаем ткань в рулонах, и никакие формы нам тут не нужны. Потребуется лишь время на то, чтобы найти нужные фабрики.

Что важно отметить: если уж беретесь за разработку, берите в штат не только дизайнера, но и инженера. Это золотое правило, которое позволяет делать продукт реальным. Это креативная пара индустриального дизайна. Им нужно найти все эти компоненты и заставить их работать. И дальше, в зависимости от того, работаете ли вы с собственным производством или с партнерами, стоимость прототипа тоже может варьироваться. Бывают случаи, когда фабрика заинтересована в дальнейших поставках и готова что-то изготовить или поставить образцы бесплатно. Если нет, это все равно стоит вменяемых денег — до 500 долларов в зависимости от размера и стоимости материалов. Это хороший вариант развития.

Есть модели типа Amulet, когда вы хотите создать новую форму из материала, который невозможно обработать вручную. И тут мы попадаем на пресс-форму. Это дорого, требует прототипирования, и при этом невозможно сразу дать идеальный чертеж, нужна 3D модель, на которой концепт будет дорабатываться и не раз.

Светильник серии Amulet
Светильник серии Amulet

Стоимость пресс-формы может колебаться от 1000 до 10000 долларов. Чем больше деталей, если продукт составной, тем больше количество форм. И логика разработки семейств светильников заключается в том, чтобы максимально полно их использовать и оптимизировать издержки на эти элементы.

Таким образом, разработка может стоить от зарплаты разработчика за определенный период до 5000 долларов и выше. Но мы стараемся не выходить за эти рамки, это экономически не оправдано. В среднем стоимость 2-3 тысячи долларов со всеми пересылками, проверками, прототипами и доработками. Чтобы поддержать баланс, мы всегда работаем над разработкой светильников, имеющих потенциал к серийному производству и стараемся развивать дизайн-идентичность.

Главное, что хотелось бы сказать: разработка это сложно, но классно. Этот тот опыт, который необходим каждому бизнесу, потому что это совершенно новый уровень с точки зрения качества работы.

По материалам лекции «Современный продуктовый дизайн в новой реальности: плюсы и минусы собственной разработки дизайна продукта», Interlight Design Academy, 19 сентября 2022.