Найти тему

В Самару! Древнерусские купола на усадьбе мещан-староверов

Для старой Самары, практически стопроцентно деревянной, настоящим бедствием были пожары. Город многократно горел, потом отстраивался, снова горел, пока городские власти в 1869-м году не запретили строить в центре деревянные дома. Поскольку строительство каменных особняков было не каждому по средствам, деревянные кварталы продолжали расти – только сместившись от центра в сторону нынешнего железнодорожного вокзала

трапезная палата царя Алексея Михайловича в Коломенском, 17-ый век
трапезная палата царя Алексея Михайловича в Коломенском, 17-ый век

Стилистика их застройки «по образцовым проектам» характерна для второй половины 19-го века, но на Галактионовской, 82 стоит себе небольшой двухэтажный особнячок, своим обликом отсылающий к древней допетровской Руси. При взгляде на него вспоминается московская царская резиденция Коломенское, точнее – парадная трапезная с запоминающейся бочкообразной «кубоватой» крышей. Напоминающая храмовые главки-«луковицы» конфигурация крыши широко применялась и в культовой, и в гражданской русской архитектуре 16-18-го веков, но в самарском деревянном зодчестве рубежа позапрошлого и прошлого веков это единственный пример.

Под одним эркером располагалась проездная арка во двор, под другим - парадный вход в дом
Под одним эркером располагалась проездная арка во двор, под другим - парадный вход в дом

Необычное здание заслуженно причисляется к объектам культурного наследия и называется усадьбой мещанки Марии Николаевны Рафаиловой, а в народе – «Домом с шатрами».

Сдвоенные "готические" оконные проемы второго этажа декорированы резными  сандриками
Сдвоенные "готические" оконные проемы второго этажа декорированы резными сандриками

Согласно архивным данным, с 1870-го года до Марии Рафаиловой усадьба сменила троих собственников, но возвели они только двухкомнатный флигель, хлев и сарай. Новая же владелица проявила себя деятельной хозяйкой - к 1902-му году выстроила выходящий главным фасадом на улицу «полукаменный двухэтажный дом» с «каменной лавкой» по соседству, еще один деревянный дом со службами во дворе, а в 1905-м подала в городскую управу прошение о произведении внутреннего и наружного ремонта, в результате которого усадьба ее приобрела нынешний облик.

Четыре года назад фасад выглядел так
Четыре года назад фасад выглядел так

По замыслу автора - архитектора Филарета Засухина - дом представлял собой образец смешения стилей - элементы модерна сочетались и с русскими мотивами, и с «готическими» стрельчатыми оконными проемами.

Старообрядческая литая медная икона Св. Николы (старообрядцы называют святого именно так)
Старообрядческая литая медная икона Св. Николы (старообрядцы называют святого именно так)

Фланги главного фасада акцентировались прямоугольными эркерами, завершенными внушительными бочкообразными «кубоватыми» шатрами со шпилями. Сам собой напрашивается вопрос – что же подвигло архитектора использовать вместо эффектных и традиционных для деревянного зодчества шатровых крыш формы староцерковных «луковиц»?

Слева от основного здания - "каменная лавка", служившая бесплатной столовой для неимущих. Фото "Все дома России"
Слева от основного здания - "каменная лавка", служившая бесплатной столовой для неимущих. Фото "Все дома России"

Очевидно, таково было пожелание заказчиков-старообрядцев, захотевших при помощи архитектурных образов обратиться к допетровской Руси благословенной дореформенной эпохи, когда еще не было патриарха Никона с его новшествами, а православная церковь оставалась единой и «правильной».

Вид на проездную арку со двора
Вид на проездную арку со двора

В пользу этой версии говорит и тот факт, что примыкающая к особняку слева «каменная лавка» на усадьбе Рафаиловой использовалась купцом-старообрядцем Иваном Львовичем Саниным под его бесплатную столовую для бедных. О нем тоже хочется сказать несколько слов. Санин нисколько не соответствовал классическому образу волжского купца из пьес Островского с кабацкими увеселениями и поездками к цыганам. Жил с супругой в небольшом скромном доме, на себя тратил немного, предпринимательский талант и капиталы считал Божьим даром, а свою обязанность видел в усердном труде и помощи неимущим.

Раньше под окнами были "холодильники" с дырочками. Фото из "Фотобукета"
Раньше под окнами были "холодильники" с дырочками. Фото из "Фотобукета"

Вообще при упоминании староверов в первую очередь вспоминаются их уникальные литые медные иконы да использование раздельной посуды для «своих» и «чужих». А между тем это был многочисленный, сплоченный и влиятельный пласт дореволюционного населения Самары. Причем если в общей численности населения города староверы составляли около 10 %, то среди самарского купечества их доля достигала почти половины.

Эркеры "поддерживаются" кирпичными фигурными кронштейнами, тесовая обшивка имеет отделку "под фахверк"
Эркеры "поддерживаются" кирпичными фигурными кронштейнами, тесовая обшивка имеет отделку "под фахверк"

«Дом с шатрами» Марии Рафаиловой еще раз привлек к себе внимание в 2018-м году после проведенной реставрации. В ходе нее купольные завершения эркеров были заменены новыми – но той же «кубоватой» формы. На фасаде были четко выделены вертикальные и горизонтальные тяги, подчеркнут объемный резной декор, и особняк стал напоминать европейскую фахверковую постройку.

Фасад завершен резным карнизом
Фасад завершен резным карнизом

Восприятие было неоднозначным - некоторые оценили произошедшие изменения как превращение исторического здания в «раскрашенный пряничный домик». Но думается, реставрация не только помогла особняк сохранить, но и подчеркнула авторский замысел смешения стилей – если первый этаж – пример русского «кирпичного» стиля, второй – образец провинциальной «неоготики», то крыша с шатрами отсылает прямо к временам Иоанна Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете