Для старой Самары, практически стопроцентно деревянной, настоящим бедствием были пожары. Город многократно горел, потом отстраивался, снова горел, пока городские власти в 1869-м году не запретили строить в центре деревянные дома. Поскольку строительство каменных особняков было не каждому по средствам, деревянные кварталы продолжали расти – только сместившись от центра в сторону нынешнего железнодорожного вокзала
Стилистика их застройки «по образцовым проектам» характерна для второй половины 19-го века, но на Галактионовской, 82 стоит себе небольшой двухэтажный особнячок, своим обликом отсылающий к древней допетровской Руси. При взгляде на него вспоминается московская царская резиденция Коломенское, точнее – парадная трапезная с запоминающейся бочкообразной «кубоватой» крышей. Напоминающая храмовые главки-«луковицы» конфигурация крыши широко применялась и в культовой, и в гражданской русской архитектуре 16-18-го веков, но в самарском деревянном зодчестве рубежа позапрошлого и прошлого веков это единственный пример.
Необычное здание заслуженно причисляется к объектам культурного наследия и называется усадьбой мещанки Марии Николаевны Рафаиловой, а в народе – «Домом с шатрами».
Согласно архивным данным, с 1870-го года до Марии Рафаиловой усадьба сменила троих собственников, но возвели они только двухкомнатный флигель, хлев и сарай. Новая же владелица проявила себя деятельной хозяйкой - к 1902-му году выстроила выходящий главным фасадом на улицу «полукаменный двухэтажный дом» с «каменной лавкой» по соседству, еще один деревянный дом со службами во дворе, а в 1905-м подала в городскую управу прошение о произведении внутреннего и наружного ремонта, в результате которого усадьба ее приобрела нынешний облик.
По замыслу автора - архитектора Филарета Засухина - дом представлял собой образец смешения стилей - элементы модерна сочетались и с русскими мотивами, и с «готическими» стрельчатыми оконными проемами.
Фланги главного фасада акцентировались прямоугольными эркерами, завершенными внушительными бочкообразными «кубоватыми» шатрами со шпилями. Сам собой напрашивается вопрос – что же подвигло архитектора использовать вместо эффектных и традиционных для деревянного зодчества шатровых крыш формы староцерковных «луковиц»?
Очевидно, таково было пожелание заказчиков-старообрядцев, захотевших при помощи архитектурных образов обратиться к допетровской Руси благословенной дореформенной эпохи, когда еще не было патриарха Никона с его новшествами, а православная церковь оставалась единой и «правильной».
В пользу этой версии говорит и тот факт, что примыкающая к особняку слева «каменная лавка» на усадьбе Рафаиловой использовалась купцом-старообрядцем Иваном Львовичем Саниным под его бесплатную столовую для бедных. О нем тоже хочется сказать несколько слов. Санин нисколько не соответствовал классическому образу волжского купца из пьес Островского с кабацкими увеселениями и поездками к цыганам. Жил с супругой в небольшом скромном доме, на себя тратил немного, предпринимательский талант и капиталы считал Божьим даром, а свою обязанность видел в усердном труде и помощи неимущим.
Вообще при упоминании староверов в первую очередь вспоминаются их уникальные литые медные иконы да использование раздельной посуды для «своих» и «чужих». А между тем это был многочисленный, сплоченный и влиятельный пласт дореволюционного населения Самары. Причем если в общей численности населения города староверы составляли около 10 %, то среди самарского купечества их доля достигала почти половины.
«Дом с шатрами» Марии Рафаиловой еще раз привлек к себе внимание в 2018-м году после проведенной реставрации. В ходе нее купольные завершения эркеров были заменены новыми – но той же «кубоватой» формы. На фасаде были четко выделены вертикальные и горизонтальные тяги, подчеркнут объемный резной декор, и особняк стал напоминать европейскую фахверковую постройку.
Восприятие было неоднозначным - некоторые оценили произошедшие изменения как превращение исторического здания в «раскрашенный пряничный домик». Но думается, реставрация не только помогла особняк сохранить, но и подчеркнула авторский замысел смешения стилей – если первый этаж – пример русского «кирпичного» стиля, второй – образец провинциальной «неоготики», то крыша с шатрами отсылает прямо к временам Иоанна Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете