Найти тему
ARTПатруль

Королева Елизавета II в истории искусства

Оглавление

Энди Уорхол, Sex Pistols, Люсьен Фрейд, Вивьен Вествуд, Сесил Битон и многие другие на протяжении последних семидесяти лет обращались к фигуре Елизаветы II — по ее биографии можно смело изучать не только историю ХХ века, но и историю современного искусства. Редактор ARTПатруль Маслова Елизавета подготовила небольшой обзор работ, связанных с этой Яркой Леди.

В фотографии

В 1939-м году Сесил Битон, однокашник Ивлина Во и самый модный фотограф светского Нью-Йорка, оставил в дневнике запись о разговоре, который поменял его жизнь, — «Зазвонил телефон. Это фрейлина, королева хотела бы узнать, не хотели бы вы ее сфотографировать завтра днем. Немыслимый риск» — так началось сорокалетнее сотрудничество (вплоть до его смерти в 1980-м) Битона и Букингемского дворца. Те, первые его фотографии матери Елизаветы будут опубликованы спустя два месяца после объявления о начале Второй мировой и моментально превратятся в символ довоенного невинного и еще спокойного мира.

В следующий раз Битон приедет в Букингемский дворец в 1942-м, позже он будет фотографировать коронацию Елизаветы, делать первые официальные снимки ее детей, снимать семейные портреты, а в 1968-м году королева будет специально позировать ему для его грядущей ретроспективы в Национальной портретной галерее.

Кто еще?

Скарф — один из самых знаменитых английский карикатуристов, который вместе с Ральфом Стедманом формировал визуальный язык для послевоенной андеграундной сатиры, постоянный художник журнала «Private Eye» (британского аналога «Крокодила»), художник анимационного фильма The Who «Стена» и просто человек, который еженедельно рисовал для «Daily Mail» с фронтов войны во Вьетнаме. Так что появление среди его героев английской королевы было вопросом времени.

-2

Ее первый портрет он нарисовал в 1966 году и позже снабдил развернутым ироническим комментарием — «Королева может спать спокойно — я никогда не хотел причинить ей вреда. Я действительно считаю королевскую семью главой иерархической классовой системы, от которой страдает Британия. Ситуация улучшается, но не сильно. В 1966 году я нарисовал королеву в ее классическом платке, верхом на старой кляче. Внутри гниющей лошади можно было увидеть червей и личинок, похожих на Гарольда Уилсона за работой. Герцог Эдинбургский вцепился в разлагающийся зад бедного животного, а на королеве с заводным ключом за спиной красовался свитер с надписью «Британия на продажу».

SEX PISTOLS

Сказать, что без фигуры Елизаветы история панк-движения потеряла бы своего главного героя будет некоторым преуменьшением. «God save the Queen» Sex Pistols, вечный гимн рассерженных молодых людей, в котором пародировался национальный гимн, а сама королева была названа главой фашистского режима, без нее бы просто не случился — мишень для такой социальной критики должна была быть планетарных масштабов. Елизавета свою роль исполнила блестяще — за все время с момента выхода песни онa ни разу ее не прокомментировала.

-3

За визуальную сторону предприятия в то время отвечала бывшая учительница Вивьен Вествуд, которую за работу с Sex Pistols нарекут «бабушкой панка». К 1977 году она уже бросила первую профессию, увлеклась дизайном, открыла и закрыла магазин байкерской одежды Let It Rock и заседала в своем новом пространстве с красноречивым названием Sex, которое было местом силы всей лондонской панк-сцены. Для Sex Pistols она делала костюмы и майки с тем самым принтом с юбилейным портретом королевы — с заколотым булавкой ртом. Стоит ли говорить, что после выхода песни и ее премьеры, которая прошла на корабле «Елизавета» во время празднования Серебряного Юбилея половина Англии хотела всех участников Sex Pistols убить, а другая объявила их национальном сокровищем.

Встреча идеологических противников произошла в 1992 году, когда Вествуд в строгом сером костюме под улюлюканье товарищей по панк-движению пришла в Букингемский дворец получать из рук королевы Орден Британской империи. Но — разумеется — без трусов. Что она и не преминула продемонстрировать фотографам, которые ожидали ее на улице.

Король Поп Арта и Королева

Свой знаменитый афоризм «Я хочу быть таким же знаменитым, как королева!» Уорхол, «Папа Римский поп-арта» в жизнь конечно воплотил. Но не без помощи Елизаветы, разумеется. Портрет Елизаветы, впервые показанный публике в 1985 году, — это одна из самых знаменитых его работ (в серию «Правящие королевы» он тогда включил еще королев Нидерландов, Дании и Свазиленда).

-4

Жанр «придворного портрета», моду на который Уорхол вернул в новые гораздо более демократичные времена, — это значительная часть его художественного проекта. Сделав «институт звезд» одним из главных предметов своего изучения, Уорхол, конечно, не мог обойти стороной и старую аристократию, в чей ряд он вписывал звезд своей «Фабрики» — дрэг-квинс, актеров, музыкантов и прочих представителей артистической богемы.

Спустя двадцать семь лет с момента создании серии и двадцать пять лет со смерти Уорхола Елизавета все предприятие благословила. В 2012 году четыре портрета из серии она купила для Королевского собрания живописи.

Эни Лейбовец

По уже классическим портретам знаменитостей авторства Лейбовиц можно смело изучать историю популярной культуры второй половины ХХ века — последняя фотография Джона Леннона, сделанная за несколько часов до его убийства, тур The Rolling Stones 1975 года, семейные портреты Обамы, замотанный как мумия Христо, Ди Каприо с лебедем и так далее, и так далее.

-5

Поэтому совершенно неудивительно, что снимать Елизавету в честь ее 90-летнего юбилея отправили именно Лейбовиц — она стала первым американским фотографом, допущенным в Букингемский дворец. Серия получилась по-американски романтичной — это те самые идеальные парадные и домашние портреты идеального монарха, каким его представляют в США. Не обошлось и без конфуза. В какой-то момент Лейбовиц попросила Елизавету снять корону, простодушно аргументировав это тем, что тогда королевский образ будет «менее помпезным». Елизавета ответила на это, разумеется, максимально корректно (и устрашающе) и спросила — «Менее помпезно? Вы понимаете, что мы сейчас делаем?».

Как Елизавета II стала «героиней улиц»

Самый большой провокатор среди уличных художников Бэнкси, весьма иронично поздравил Елизавету в день ее юбилея в 2002 году. Неоднократно он возвращается к образу королевы в своем искусстве. Ждем новых его работ!

Елизавета II действительно значимая фигура двадцатого и двадцать первого столетия. Ее образ отразился в работе многих художников, мы уверены, что в наши дни появится еще больше работ, посвященной этой яркой исторической личности.

Автор статьи - Елизавета Маслова