В ночь на 22 ноября 1987 года случилось одно из самых загадочных событий в истории телевидения США. Во время новостей спорта кем-то неизвестным был осуществлен перехват эфирного сигнала, в результате которого тысячи зрителей из Чикаго увидели пиратский 30-секундный ролик с таинственным человеком в маске, изображающим Макса Хэдрума — выдуманного персонажа с искусственным интеллектом, популярного в середине 80-х. Незнакомец раскачивался из стороны в сторону на фоне полосатой металлической панели. Вместо звука в видео присутствовало громкое гудение. Но это еще не всё. Спустя два часа во время трансляции телесериала «Доктор Кто» в эфир ворвался второй ролик, который в сюжетном смысле был разнообразнее первого и из-за этого казался еще более странным. Удивительно, но расследование инцидентов ни к чему не привело, хотя дело было серьезным — виновнику грозил штраф в размере 100 тысяч долларов и один год тюремного заключения.
Создатели недавнего триллера «Вторжение в эфир» (Broadcast Signal Intrusion) 2021 года выхода явно вдохновлялись этими событиями, однако далеко ушли от идеи (или ее отсутствия) оригинальных видео, связав в своей истории перехват сигнала с чередой загадочных исчезновений молодых женщин. Давайте поговорим о фильме подробнее, а ближе к концу этой статьи попробуем разгадать его концовку. Не волнуйтесь, о спойлерах я предупрежу.
О чем фильм?
1999 год, Чикаго. Джеймс работает на телевидении и занимается пополнением архива — копированием старых сериалов и телешоу с пленки на дисковые носители. Однажды он натыкается на таинственное вторжение в эфир во время выпуска новостей. Вместо интервью чиновника на экране появилась странная манекеноподобная фигура в жуткой маске и черном парике, которая открывала рот и двигалась неестественно. Начав изучать случаи перехватов сигнала вещания, главный герой узнает о существовании ещё одного подобного инцидента — во время трансляции научно-популярного сериала в эфир проник ролик, похожий на первый, но оказавшийся белее безумным. Углубляясь в тему, Джеймс натыкается на форум, участники которого связывают произошедшие события с нераскрытыми исчезновениями нескольких женщин. Так как жена главного героя когда-то тоже бесследно пропала, расследование становится для него главным жизненным делом. Вскоре к Джеймсу присоединяется девушка Элис, которая начинает ему помогать.
Какие у фильма плюсы и минусы?
Главное преимущество триллера «Вторжение в эфир» — его загадочность, которая в самом конце просмотра превращается в вопрос «Блин, что это за фигня?», а затем в мысль «Возможно, в этом есть смысл, дай-ка я обо всём подумаю». Если в первый час киноленты нас бомбардируют тайнами, некоторые из которых могут показаться сомнительными, то ближе к финалу, когда психологизм истории становится очевидным, фильм начинает играть новыми красками и от детективной линии переходит к секретам персонажей.
После просмотра «Вторжения в эфир» у зрителя есть два пути: побыстрее забыть этот «бред» или начать размышлять о нем, пытаясь рассеять окутавший его туман и таким образом хотя бы частично обнажить истинный смысл показанного. А поэтому фильм легко можно назвать чем-то вроде тренажера для мозга. Вопрос в том, нужен ли вам такой.
Однако минусов у киноленты много. Это и малый масштаб происходящих событий, из-за которых саспенс работает не так, как надо, и довольно слабенький монтаж, качество которого вызывает вопросы, особенно учитывая то, что фильм уделяет большое внимание теме видеороликов, и далеко не самая изысканная режиссура, обнажающая то, что постановщик Джейкоб Гентри, несмотря на свой 18-летний опыт в киноиндустрии, так ничего стоящего и не снял: ни до «Вторжения в эфир», ни после.
Объясняем фильм и его концовку. Осторожно, спойлеры!
В сети уже есть несколько статей с, как мне кажется, довольно удачными попытками раскрыть тайны этой киноленты — вы без труда их найдете с помощью запроса «смысл фильма вторжение в эфир». А поэтому мне остаётся описать свою версию кратко.
Я согласен с тем, что главный герой скорее всего и есть убийца, который по какой-то причине забыл свои преступления. Либо он страдает от раздвоения личности, либо просто сошел с ума. На второй вариант нам намекает самая последняя сцена со странным существом-андроидом — эпизод явно выпадает из фильма и выглядит излишне сюрреалистично.
На то, что Джеймс — маньяк, указывают следующие вещи:
1. Работа главного героя и его технические знания скорее всего позволяют ему осуществлять вторжения в эфир. Более того, из всех показанных нам кандидатов Джеймс является самым подходящим, если мы оцениваем именно умения. Второстепенный персонаж киноленты Стивен Майер только рассказывает о своих навыках, а протагонист в самом начале фильма их демонстрирует.
2. В одном из кошмарных снов Джеймса его жена предстает перед нами в странном виде — ее лицо похоже на маску той жуткой женщины из ролика. Причем сновидение герой видит еще до обнаружения вторжения в эфир. Каким образом могла появиться эта ранняя связь между протагонистом и ужасающим манекеном тогда, когда ее не могло быть физически? Только если Джеймс видел маску раньше, до показанных нам событий. Да и сон этот, если смотреть на него метафорически, напоминает сцену убийства, ибо супруга зачем-то убегает от главного героя. Кстати, в этот момент на девушке надета та же красная куртка, что и на самом мужчине, когда он ближе к концу фильма отправляется в дом к предполагаемому маньяку.
3. В фильме есть странная сцена, в которой Элис спрашивает Джеймса о его хобби, на что тот морщится, нервничает и ничего внятного в ответ сказать не может. Возможно, мужчина скрывает свои увлечения? Или его мозг предпочел забыть о них? В ленте есть и другие намёки на туманное прошлое главного героя.
Что в итоге?
«Вторжение в эфир» представляет собой загадочный триллер, который оставляет после себя очень много вопросов. Именно этим он и подкупает. И именно это может оттолкнуть от него тех, кто не любит разгадывать загадки, а вместо этого предпочитает конкретику и наглядность.
Еще один плюс — напоминание об удивительных реальных событиях, про которые я написал в самом начале статьи. Вспомнить о них лишним не будет — они пугающие и интересные.
Технически же фильм «Вторжение в эфир» сделан не очень хорошо, что видно невооруженным глазом, а поэтому киноленту может послать куда подальше та часть аудитории, для которой форма важнее содержания.
Но лично я в целом доволен, что посмотрел этот триллер, так как люблю загадки. А вы что скажете?
Если вам не трудно, пожалуйста, лайкните эту статью — платформа устроена так, что нам, авторам, ваши лайки очень помогают.
На этом пока всё. Подписывайтесь — на моем канале статьи о кино выходят почти каждый день.