Найти тему
Православная Жизнь

"Уныние - самая меткая стрела искусителя", - откуда берется уныние, чем оно опасно и как ему можно противостоять

Оглавление

Уныние парализует волю человека - он не хочет ничего. Все ему кажется ненужным и неприятным. Представьте себе больного человека: какую бы еду ему не предложили, ответ будет один - не хочу. Даже самая лучшая пища кажется ему отвратительной, и ест он через силу.

Подобное случается и с душой человека, а причина тому - уныние. Эта стрела попадает в тебя, и ты впадаешь в оцепенение не только духовно, но и телесно. Тело ведь тоже всегда реагирует на состояние души. Именно поэтому мы так часто дремлем, когда ощущаем недостаток душевных сил. Дремание от уныния - одно из самых сильных орудий, которое диавол обращает на человека, духовно подвизающегося в молитве, поучении, исихии, любви Божией. Если справиться с унынием на этом этапе не получается, в дальнейшем человек начинает болеть, и все только усугубляется.

Так откуда вообще возникает уныние?

Чаще всего его причиной становятся чрезмерные житейские попечения. Они окрадают нашу жизнь и занимают все наши мысли, а мы так редко это понимаем. Искуситель каждую минуту подкидывает нам новые заботы, тем самым истощая нас до предела. Когда мы вымотаны умственно и физически, о каком аппетите к духовному труду мы можем говорить?

Как с ним бороться?

Умеренность и простота - вот что должно быть правилом жизни христианина. Только так мы сможем достичь легкости в общении с Богом. Разумеется, у каждого из нас есть свои обязательства в семье и на службе, однако не будем брать на себя непосильную ношу, истощая себя окончательно.

Ты не раб вещей, ты их господин. Ты владелец своего времени и своих вещей; ты управляешь своими делами, а не они тобой. Ты не должен позволять заботам разрывать тебя на части, не оставляя возможности заняться тем, чем на самом деле ты должен заниматься.

Почему Святые говорили, что нет ничего пагубнее духа уныния?

Человека духовного дьявол не сбивает с пути напрямую. Он не подойдет и не скажет: "Иди-ка ты согреши". Он присмотрится, покружит недалеко, увидит: человек молится, творит дела милосердия, подвизается. Значит и методы борьбы должны быть тоньше. Враг в первую очередь найдет способ, как отклонить тебя от того, что ты делаешь. Он отыщет для тебя множество хлопот, чем-то тебя займет, лишь бы ты перестал молиться и устремился к другим вещам. И создав для человека такие условия, которые отнимут его последние силы, он будет толкать его к совершению греха.

И в таком случае все непременно закончится падением: враг сломает тебя словно соломинку. Именно поэтому с дремотой уныния нужно бороться.

Митрополит Лимассольский Афанасий