Найти тему
Журнал "Лучик"

Зачем Безумная Грета спускалась в ад

Эта Грета не боялась "потепления". Про Тиля Уленшпигеля знают все, а про неё – почему-то немногие. Хотя жили они приблизительно в одно время (XVI-XVII вв.) и в одном месте (Нидерланды).

Первым из живописцев безумную Грету изобразил великий Брейгель. (Листайте острожно! На картине есть детали, способные рассмешить детей – но ранить хрупкую душу взрослых. А она у нас и так от огурцов пострадавшая.)

Фу!.. Посмотрим лучше на полотно его соотечественника Тенирса Давида Младшего, написанное столетием позже.

Тенирс Давид Младший (1610–1690). Безумная Грета
Тенирс Давид Младший (1610–1690). Безумная Грета

Странная картина – жутковатая и одновременно потешная. Похожая на иллюстрацию к какой-то сказке, правда?

Ну, и окончательно "точки над i" расставляет Давид Рейкарт III (забавные имена у художников – то "старший", то "младший", а то вообще "третий"). Тут уже всё понятно. "Мама, мы в аду".

Давид Рейкарт III (1612–1661). Безумная Грета
Давид Рейкарт III (1612–1661). Безумная Грета

Тётушка Грета всю жизнь была очень несчастна и терпелива. Война, нищета, голод и болезни, жестокий муж-пьяница, гибель детей… И вот как-то раз нищая женщина не нашла своей единственной сковородки. Грета слыхала, что черти в аду поджаривают грешников на сковородах, и отправилась в пекло. Разогнав нечисть, Грета отняла у чертей подходящую ей сковородку, а заодно и всякую другую утварь, и вернулась домой. Жизнь у тётушки была такая, что в преисподней её ничего не испугало.

Обратите внимание на "вооружение" тётушки Греты. На картине Брейгеля – меч, у Тенирса – сабля, у Рейкарта... Прошу помощи знатоков. Метла – как у Тиля в сцене поединка с ландскнехтом из фильма "Легенда о Тиле"? Или тоже какое-то оружие?

-4

Дело в том, что интерес художников к сюжету "подпитывался" идущими в то время войнами. Во времена Брейгеля это была война Нидерландов с Испанией, а во времена Тенирса и Рейкарта – Тридцатилетняя война (1618–1648), в которую были вовлечены почти все страны Европы.

Война эта была очень странной. Армии, сражавшиеся за то или иное государство, формировались не из граждан этих государств, а из людей любых национальностей и вероисповеданий, причём попадали в них, как правило, оставшиеся без средств к существованию жители бедствующих городов и сёл.

Аллегорические изображения Тридцатилетней войны на гравюрах того времени
Аллегорические изображения Тридцатилетней войны на гравюрах того времени

Клятва верности давалась не государству или королю, а знамени, и если знамя захватывал неприятель, то воин имел право последовать за ним. Кроме того, солдат служил по контракту, и, когда срок контракта заканчивался, он вполне мог добровольно перейти в другую армию. Война была просто «работой», и эта «работа» накладывала отпечаток на тех, кто ею занимался.

Проявляя бессмысленную жестокость, солдаты сжигали деревни и убивали скот, который не могли увести с собой. В жажде наживы наёмники раскапывали могилы в поисках спрятанных сокровищ и прочёсывали леса, где укрывались крестьяне, убивали на месте тех, кого находили.

Себастьян Вранкс. Мародёрствующие солдаты
Себастьян Вранкс. Мародёрствующие солдаты

Вдобавок ко всему чума и голод косили истощённых людей. Люди ели жёлуди и корни. На дорогах лежали неубранные трупы умерших от голода, а наёмники продолжали грабить и убивать. Они поджигали дома и храмы, просто чтобы посмотреть на огромные костры.

Писатель Ханс Гриммельсхаузен в романе «Симплициссимус» подробно описал ужасы и зверства той войны. Но детям читать этот роман мы, конечно же, не советуем. Да и взрослым тоже...

Лучше почитайте:

Скрытый смысл картины, стоившей Веласкесу жизни

-7