Эта Грета не боялась "потепления". Про Тиля Уленшпигеля знают все, а про неё – почему-то немногие. Хотя жили они приблизительно в одно время (XVI-XVII вв.) и в одном месте (Нидерланды).
Первым из живописцев безумную Грету изобразил великий Брейгель. (Листайте острожно! На картине есть детали, способные рассмешить детей – но ранить хрупкую душу взрослых. А она у нас и так от огурцов пострадавшая.)
Фу!.. Посмотрим лучше на полотно его соотечественника Тенирса Давида Младшего, написанное столетием позже.
Странная картина – жутковатая и одновременно потешная. Похожая на иллюстрацию к какой-то сказке, правда?
Ну, и окончательно "точки над i" расставляет Давид Рейкарт III (забавные имена у художников – то "старший", то "младший", а то вообще "третий"). Тут уже всё понятно. "Мама, мы в аду".
Тётушка Грета всю жизнь была очень несчастна и терпелива. Война, нищета, голод и болезни, жестокий муж-пьяница, гибель детей… И вот как-то раз нищая женщина не нашла своей единственной сковородки. Грета слыхала, что черти в аду поджаривают грешников на сковородах, и отправилась в пекло. Разогнав нечисть, Грета отняла у чертей подходящую ей сковородку, а заодно и всякую другую утварь, и вернулась домой. Жизнь у тётушки была такая, что в преисподней её ничего не испугало.
Обратите внимание на "вооружение" тётушки Греты. На картине Брейгеля – меч, у Тенирса – сабля, у Рейкарта... Прошу помощи знатоков. Метла – как у Тиля в сцене поединка с ландскнехтом из фильма "Легенда о Тиле"? Или тоже какое-то оружие?
Дело в том, что интерес художников к сюжету "подпитывался" идущими в то время войнами. Во времена Брейгеля это была война Нидерландов с Испанией, а во времена Тенирса и Рейкарта – Тридцатилетняя война (1618–1648), в которую были вовлечены почти все страны Европы.
Война эта была очень странной. Армии, сражавшиеся за то или иное государство, формировались не из граждан этих государств, а из людей любых национальностей и вероисповеданий, причём попадали в них, как правило, оставшиеся без средств к существованию жители бедствующих городов и сёл.
Клятва верности давалась не государству или королю, а знамени, и если знамя захватывал неприятель, то воин имел право последовать за ним. Кроме того, солдат служил по контракту, и, когда срок контракта заканчивался, он вполне мог добровольно перейти в другую армию. Война была просто «работой», и эта «работа» накладывала отпечаток на тех, кто ею занимался.
Проявляя бессмысленную жестокость, солдаты сжигали деревни и убивали скот, который не могли увести с собой. В жажде наживы наёмники раскапывали могилы в поисках спрятанных сокровищ и прочёсывали леса, где укрывались крестьяне, убивали на месте тех, кого находили.
Вдобавок ко всему чума и голод косили истощённых людей. Люди ели жёлуди и корни. На дорогах лежали неубранные трупы умерших от голода, а наёмники продолжали грабить и убивать. Они поджигали дома и храмы, просто чтобы посмотреть на огромные костры.
Писатель Ханс Гриммельсхаузен в романе «Симплициссимус» подробно описал ужасы и зверства той войны. Но детям читать этот роман мы, конечно же, не советуем. Да и взрослым тоже...
Лучше почитайте:
Скрытый смысл картины, стоившей Веласкесу жизни