("Три тысячи лет желаний", Three Thousand Years of Longing, 2022, США/Австралия)
Больше всего, конечно, жаль сегодня фанатов "Безумной Максиады" и в частности "Дороги ярости" (2015). Ибо это прежде всего они, кусая от волнения губы, ждали новую картину культового Джорджа Миллера аж 7 долгих лет. И это им теперь предстоит тяжкое испытание под названием "Три тысячи лет желаний". Оно же - лирическое фэнтези, где вместо рёва моторов вас ждут разноцветные магические "вжухи" и долгие монологи/диалоги "за жизнь, за слезы, за любовь".
Одним словом - крепитесь.
Справедливости ради замечу, что одними лишь постапокалиптическими злоключениями Макса Рокатански круг интересов Миллера никогда не ограничивался.
Еще не забыт его первый фэнтези-опыт "Иствикские ведьмы" (1987) с Николсоном и потрясающим трио "ведьмочек" Пфайфер/Сарандон/Шер. Да и дилогия про танцующих пингвинов "Делай ноги 1 и 2" тоже вроде пока на слуху у любителей мультиков. А кое-кто, почесав макушку, вспомнит и снятый Джорджем сиквел о говорящей свинье в каком-то там городе.
Так что шокировать любителей своего творчества ему в 2022-м не удалось.
Жаль только, что "не шокировал" он их в обоих смыслах этого слова - и в плохом, и в хорошем. И если в "Дороге ярости" мы видели "того самого" Миллера, только с современными экшен-технологиями, то вторые "Иствикские ведьмы" у него нынче и близко не вышли. Ибо былой хулиганский задор из 77-летнего Джорджа почти весь испарился. А то, что пришло ему на смену, называется куда скучнее - дедушкина сентиментальность. Тем более, что посвящена картина тоже неким "бабушкам", однофамилицам ее создателей.
А вышла у Миллера на сей раз фэнтезятина, близкая по духу лентам экстравагантных уникумов Тарсема Сингха и Гильермо дель Торо. Только история Джорджа снята в подчеркнуто меланхоличном настроении. Особенно ее финальная треть, скатившаяся уже в полное уныние. Которое не разгоняют ни яркая игра Тильды Суинтон и Идриса Эльбы, ни талантливо-стильная работа местных художников, ни те редкие моменты - отблески былого Миллера-хулигана, - когда фильм заносит в полноценное "детям до 18+".
А сопереживать в "Трех тысячах лет желаний" мы будем уже немолодой зануде-филологине по имени Алетея (Суинтон), прилетевшей читать лекции в Стамбул и тотчас обнаружившей вокруг себя мистические глюки. Правда, на кой шайтан они были нужны, я, честно говоря, не въехал. На дальнейшие события ее глюки никак не повлияли, хотя их "персонажи" маячили потом на заднем плане во флэшбэках Джинна (Эльба). Видимо, этим режиссер все же подавал нам какие-то намеки, но вот поди догадайся, на что именно.
Джинн в жизни Алетеи тоже возник самым обыденным для сказок путём.
Купив в лавке антиквариата красивую бутылочку, героиня откупорила ее у себя в гостиничном номере. После чего вжух! - и из допотопной стеклотары вылез в мельтешении спецэффектов подкачанный остроухий Идрис Эльба. И попросил Алетею загадать три желания, исполнив которые, Джинн обретет свободу и больше нашу филологиню не потревожит. Честное-пречестное слово, мамой клянусь, зуб даю и всё такое.
Казалось бы, что непонятного? Айда, загадывай свои хотелки, да наслаждайся халявными "ништяками" в виде собственного тропического острова и пожизненной элитной пенсии от какого-нибудь Госдепа.
Ан нет! Ведь "шибко вумная" Алетея смотрела "Ослепленного желаниями" и знала, что на каждое ее "хочу" у Джинна припасен коварный подвох. Джинн же в свою очередь, дабы ускорить "просительный" процесс, не придумал ничего умнее, чем поведать новой хозяйке о своем богатом внутреннем мире и трехтысячелетнем прошлом.
Вот так, слово за слово, они и разговорились...
Впрочем, эта самая продолжительная "флэшбэчная" часть фильма и есть самая интересная из всех. Ведь после того, как Алетея созреет-таки до желания, оно будет для одинокой бабы самым банальным из всех возможных. И, как следствие, уже до самого финала ничего, кроме столь же банальной скуки, фильм вам не подарит.
***
В общем, не знаю, не знаю...
Видимо, чтобы получать кайф от такой "стариковской" брюзжатины фэнтезятины, пусть красиво снятой, но с абсолютно тривиальным развитием событий, надо сначала самому дожить до 70 лет. Что, конечно, совсем не гарантированно, но в записную книжку я "Три тысячи лет желаний" Миллера все-таки запишу. Нет, ну а вдруг повезет проверить, вштырит ли меня это кино, когда "Безумная Максиада" и иной экшен, вероятно, уже перестанут вызывать во мне нежно-трепетные чувства?
Что же касательно вас, то здесь я вам, увы, не советчик.
Слишком уж специфичной выдалась новая лента Джорджа Миллера, чтобы рекомендовать, или отсоветовать ее кому бы то ни было.
Однако, если вышеназванные (по ссылкам) картины Сингха и дель Торо вам нравятся, возможно, следует попробовать и эту. По крайней мере пиво она ваше не выпьет, в тапки не нагадит, да и чувство прекрасного явно не оскорбит.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):
Всем, кто хочет угостить автора коньячком: